"Освоители" Фондов комаровского периода: как Мовсисян и Охлопков "строили" ХМАО
Конкурсный управляющий ООО "СеверСтрой Партнер" выставил на торги два земельных участка в 44-м микрорайоне Сургута. Ранее интерес к ним проявлял девелопер ООО "Специализированный застройщик "44 микрорайон" неоднозначного бизнесмена Вачагана Мовсисяна. Последний - давний соратник и партнер бывшего вице-губернатора Югры Алексея Охлопкова, и может пользоваться покровительством региональных властей в лице главы ХМАО Натальи Комаровой.
Как раз недавно Мовсисян и Охлопков анонсировали новый крупный проект за пределами Югры. "Поураганили" здесь - пора осваивать новые рынки?
Ранее СЗ "44 микрорайон" Мовсисяна уже выкупило у ООО "СеверСтрой Партнер" недострой в ЖК "Уютный", заплатив за него 225 млн рублей. Деньги у Вачагана явно есть, как и у Алексея Охлопкова. Первый давно уже один из крупнейших бизнесменов ХМАО, а со вторым тем более все понятно.
Еще в 90-х и начале нулевых он работал в "Газпромбанке" и ГК "Северсталь" Алексея Мордашова, а после трудился депутатом думы ХМАО. Впоследствии он и вовсе дослужился до поста вице-губернатора региона - правой руки Натальи Комаровой. А между этими назначениями успел поруководить Ханты-Мансийским негосударственным пенсионным фондом (НПФ), с чем была связана целая масса скандалов.
Судя по всему, Охлопков уже давно воспринимался, как достаточно скандальный персонаж. Видимо, поэтому перед очередными выборами в Госдуму в 2021 году Наталья Комарова задумала отправить его в Госдуму, депутатом от региона. Но этим планам не суждено было сбыться из-за разразившегося скандала с распределением земельных участков в Сургуте.
Речь шла о, предположительно, незаконной передаче почти 50 участков в управление компании ЗАО "Югорское управление инвестиционно-строительными проектами", что стало поводом для возбуждения уголовного дела по статье "халатность".
Компания должна была строить жилье, но к положенному сроку сдачи всех объектов к 2016 году на 14 участках строительство не было даже начато. ЗАО было учреждено Ханты-Мансийским НПФ, которым с 2010 года руководил Охлопков.
Распределяя Фонды
Причем же тут Мовсисян? В 2012 году была создана дочерняя структура НПФ - ООО "Северные строительные технологии" (ССТ). Ее руководителем стал Вачаган Мовсисян. А сама ССТ получила в управление то самое ЗАО "ЮУИСП", за которым закрепили участки. Забегая чуть вперед – впоследствии Охлопков говорил, что они могли обанкротить ЮУИСП. Спрашивается – на каких основаниях, если и ЗАО, и ССТ, и НПФ были накачаны государственными активами?
Получается, их попросту вывели из НПФ? Впоследствии местные журналисты просили Комарову проверить информацию о возможном выводе из НПФ стройактивов в личную собственность Охлопкова и Вачагана Мовсисяна. Якобы, бывшие объект НПФ используются близкими для получения прибыли, сдаются в наем. Комарова обещала проверить информацию, но воз и ныне там - судя по всему, выйти могли на нее саму.
Что же было дальше? Охлопков депутатом Госдумы так не стал. Зато до 2023 года оставался замом Комаровой. А теперь у него и того самого Вачагана Мовсисяна - новые планы на будущее. В ХМАО им стало тесно. После ухода из аппарата Комаровой и из руководства ССТ, они задумали выйти на строительный рынок центральных регионов страны. Специально для этого Вачаган Мовсисян уже прикупил ООО "Азбука Девелопмент", которое строит ЖК "Дягилев" в Ханты-Мансийске.
Правда, как пишет Ura.ru, в предполагаемом выходе на столичные рынки они могут пользоваться услугами своих супруг, на которые регистрировать компании. Например, супруги Охлопкова и Вачагана Мовсисяна ранее входили в состав учредителей ООО "Таун Лайф", которому сегодня принадлежит и "Азбука Девелопмент", и тот самый "СЗ "44 микрорайон", который нацелился на активы банкротящегося "СеверСтрой Партнер"
Сегодня ООО "Таун Лайф" на 99% принадлежит Геворгу Вачагановичу Мовсисяну - судя по всему, сыну девелопера. Однако управляет ей собственная новоприобретенная "дочка" в лице "Азбуки Девелопмент".
А ведь и к Мовсисянам, Охлопкову, да и Комаровой могли появиться вопросы правоохранителей. В 2020 году, еще когда Охлопков был во главе НПФ, в департаменте промышленности Югры и департамента по управлению госимуществом прошли обыски. Они были связаны с коррупцией на несколько десятков миллионов рублей при продаже имущества Фонда поколений Югры, принадлежащего региональным властям. Как, собственно, и НПФ.
Напомним, что в 2014 году при непосредственном участии Охлопкова и с команды Комаровой было проведено акционирование Фонда. И почти 4% его долей получила правительственная ГСК "Югория", которую возглавил... тот же партнер Мовсисяна Охлопков. Что же касается обысков, то подобные мероприятия проводились еще в 2017 году, правда тогда - в департаменте ЖКХ. Похоже, для команды Натальи Комаровой это нормальное явление.
Возможно, обыски стоило провести и департаменте строительства ХМАО, который в определенный момент возглавлял бывший заместитель Вачагана Мовсисяна в ССТ Андрей Кривуляк. Именно эта структура курировала строительные проекты ССТ, которое возглавлял Мовсисян-старший.
А ведь через компанию, которая и сегодня принадлежит АО "Ханты-Мансийский НПФ", по одним только госконтрактам прошло 174 млн рублей - немного, но и немало. При этом за последние десять лет она лишь несколько раз выходила в прибыль - крайне небольшую. Таковы результаты работы господина Мовсисяна под крылышком у Охлопкова и Комаровой?
Андрей Кривуляк во главе департамента строительства Югры – не просто бывший подчиненный Мовсисяна, он более, чем неслучайный персонаж. В ведении департамента находился Фонд "Жилище" – некоммерческая организация, которая под козырьком правительства ХМАО работала на рынке жилищного строительства, не позволяя другим игрокам задирать цены. Собственно, для этого Фонд и создавался.
Видимо, он представлял серьезную проблему для главы НПФ ХМАО Охлопкова и его старого товарища, гендиректора ССТ Мовсисяна. Именно они могли использовать административный ресурс, чтобы выдавить из департамента строительства, курировавшего "Жилище", бывшего руководителя Руслана Цыганенко и поставить вместо него Кривуляка. А после началось неожиданное: ранее хорошо работавший Фонд "Жилище" вдруг почти перестал выходить на рынок, а его строительные активы один за другим распродавались. Так ССТ лишился одного из ключевых конкурентов, главной задачей которого было сбивать цены на квадратные метры для населения.
Возвращаясь к акционированию НПФ ХМАО, на связанные с этим проблемы обратили местные общественники и журналисты. Как утверждают авторы сайта "ЮграPRO", якобы Мовсисян и Охлопков сразу же обратились в суд, чтобы опровергнуть публикации портала о готовящихся преобразованиях. И процессы эти выиграли. Но если все было честь по чести, почему же они вообще решили "зарубиться" с интернет-писателями? Значит, дыма без огня не бывает?
Те же авторы на "ЮграPRO" высказывали предположение, что из-за близости к государственным ресурсам Мовсисян и Охлопков могли заработать порядка 500 млн рублей. В таком случае, понятно, где у них деньги на приобретение новых активов и выхода на другие рынки.
Не удивительно, если бы это было правдой. В период, когда Охлопков руководил НПФ ХМАО, а Мовсисян возглавлял ССТ, было создано свыше 30 различных юрлиц, которые связаны с вышеуказанными структурами. Большинство из них не просуществовало и 3-х лет, показав крайне сомнительные финансовые показатели. Видимо, выходя на рынки в другие регионы, и им, и Наталье Комаровой видится задача уйти от этих историй как можно дальше.