Саратовский минстрой преградил путь к инновациям: Олигархический проект Демченко под угрозой
Завод, аффилированный депутату Госдумы Ивану Демченко, еще в 2020 году анонсировал инвестпроект по переработке своих отходов в оксид цинка, создав дочернюю структуру, ООО «Экоцинк». Первоначальный объем инвестиций должен был составить 2,5 млрд рублей, к 2022 году он вырос до 4,2 млрд.
Проект железнодорожной ветки, ведущий от металлургического завода к площадке нового предприятия еще в ноябре не одобрила комиссия по подготовке проектов правил землепользования и застройки. Минстрой, которому она подчиняется, основывался на ее выводах. Приказ об отклонении проекта подписан 13 декабря. Обнаружить заключение комиссии на официальном сайте минстроя не удалось, потому сложно сказать, что именно не понравилось чиновникам в проекте.
Объект тесно соседствует с Центром обработки данных «Сбербанка». Об этом впервые было объявлено еще прошлым летом, когда «Эконцинк» готовил проект планировки новых железнодорожных путей, который теперь отклонили. ЦОД и цех «Экоцинка» расположены не так далеко друг о друга, по разные стороны от железнодорожных путей. Оба участка включены в состав особой экономической зоны ОЭЗ.
Вместе с тем на официальном публикаторе региона появился и сам проект планировки территории для всего предприятия, выполненный по заказу «Экоцинка» балаковским ООО «Проектно-кадастровое бюро». Этот документ дает представление о параметрах будущего производства. До сих пор официальной информации о нем было не так много. Назывались только параметры производства: при помощи «Экоцинка» инвестор рассчитывает занять 11% российского рынка оксида цинка. Предприятие будет перерабатывать 110 тысяч тонн металлургической пыли в год, извлекая 40 тысяч тонн концентрата вельц-цинка.
Для переработки своих отходов металлургический завод будет использовать вельц-оксидный процесс, отжигая пыль во вращающейся печи. Процесс, уже знакомый Балаково после скоропалительных планов поступить таким же образом с жидкими отходами «Химволокна», которые вынашивает обосновавшийся на бывшем химпредприятии компания «Осинт».
Но бросается в глаза разительный контраст между двумя проектами: претендующий на шламонакопители советского периода «Осинт» до сих пор никакого проекта не показал. Компания заявляет, что это не новое строительство, а лишь незначительная реконструкция вельц-печи, на которую поставят дополнительное оборудование - например, рукавный фильтр.
Объемы производства при этом вполне сопоставимы: 40 тысяч тонн концентрата вельц-цинка у балаковских металлургов и 50 тысяч тонн сульфата цинка в год у «Осинта». Но «Экоцинк» предоставил для публичного обозрения тщательно проработанный проект. В документации подробно описано, как должна работать печь, из каких функциональных блоков составлено оборудование, какие процессы и при каких температурах происходят с сырьем.
«Осинт» до сих пор ничего, кроме 1 млрд рублей инвестиций, не обещал. Но взволнованным гражданам, чьи дачи будут соседствовать с будущим производством, чиновники мининвеста и минпрома в один голос твердят, что все в порядке, никаких согласований бурная деятельность инвестора не требует. Почему же тогда «Экоцинку» с объемами инвестиций вчетверо больше, не могут согласовать даже железную дорогу?
Как уже не раз пояснялось, основной инструмент для получения вельц-оксида цинка - вращающаяся печь. «Экоцинк» перед тем, как загружать ее металлической пылью, хочет эту пыль предполагается гранулировать, мешая с известью и антрацитом. Объем подачи сырья в печь - 13,9 тонны в час.
Сама печь, согласно проекту, крайне сложное устройство, включающее 5 зон: в первой гранулы сушат при температуре 750-850 градусов, во второй нагревают дополнительно, чтобы началась эндотермическая реакция с полусгоранием антрацита, температура достигает 850-1000 градусов. В четвертой зоне происходит основная реакция, воссоединение цинка и оксида свинца до металлического цинка, здесь температура еще выше - 1200 градусов. Пятый отсек печи - зона шлакообразования. Для правильной работы печи, подчеркивается в документации, важна нормальная скорость вращения 0,8-1,2 оборота в минуту.
В отходящих из печи газов содержатся вредные вещества и тяжелые металлы - диоксин, фуран, ртуть. Поэтому выбрасываться наружу они должны только через специальные фильтры, в проекте их два. Там же для завода предусмотрена установка для газоочистки, которая будет осуществляться при помощи активированного угля и гашеной извести.
Поступающее сырье, то есть сама пыль, будет храниться на закрытых складах в цилиндрических стальных бункерах, из которых подаваться прямо на переработку. До заполнения бункера из него каждые 2 часа должны брать пробы для химического анализа, чтобы знать точно о характере его содержимого, от этого зависит режим переработки.
Вот что собирается делать «Осинт» с претензиями на те же технологические процессы: использовать печь, в которой до сих пор обжигали керамзит, рукавный фильтр и ни слова о том, что будут делать с жидкими шламами, из которых планируется извлекать цинк. Нужно ли будет их высушивать, гранулировать или как-то еще готовить для загрузки — компания молчит. Как и том, почему не проводит оценки воздействия на окружающую среду и не проходит других согласований. В отличие от "Экоцинка", который не считает свой проект тайной за семью печатями и прилежно следует букве федерального законодательства.
Что на выходе: в Балаково есть два предприятия, намеренные получать из отходов ценное цинкосодержащее сырье. Одно из них с 2020 года прорабатывает проект, согласовывая каждый шаг. Другое приходит в промзону, наследство советского периода, бегом реконструирует старую печь и считает, что этого достаточно. Кстати, заработать производство должно было еще в конце 2023 года. Только теперь о нем молчит не только инвестор, но и профильные министерства.