Ракова и Зуев довольны приговором
Судья смог огласить приговор лишь с третьей попытки. Изначально это должно было произойти 5 марта, однако судебное следствие было возобновлено. 11 марта оглашение приговора было отложено без объяснения причин. Казалось бы, точка должна была быть поставлена 19 марта, но и тут не все однозначно.
Экс-замминистра просвещения Марину Ракову приговорили к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима. Остальные фигуранты этого дела получили условные сроки — от трех до четырех с половиной лет заключения. Бывший ректор «Шанинки» Сергей Зуев получил четыре года условно. Помимо реального срока, Марине Раковой назначили также штраф в 900 тысяч рублей, также с нее взыскали 2,8 млн рублей в пользу РАНХиГС.
Всем фигурантам вменили несколько эпизодов мошенничества. Обвинение утверждает, что они похитили более 50 млн рублей, выделенных из бюджета в том числе на образовательные программы. В ходе процесса обвиняемые признали вину и компенсировали ущерб. Правда, после того, как прокуратура потребовала для подсудимых реальные сроки, четверо из семи фигурантов попросили оправдать их или переквалифицировать их действия, хотя ранее они писали явку с повинной. И вот теперь «сумасшедший профессор» Сергей Зуев, как он сам себя называл в последнем слове, на свободе. Как и все остальные фигуранты. Даже Марина Ракова.
Несмотря на то, что в суде первой инстанции Марина Ракова получила пять лет реального срока, бывшую чиновницу не стали заключать под стражу в зале суда — до вступления приговора в силу она останется под запретом определенных действий, рассказывает судебный обозреватель Business FM Мария Локотецкая:
«Фигурантка хоть и получила реальный срок, но была явно рада, она улыбалась. У Сергея Зуева не было слов, он сослался на плохое самочувствие, воздержался от комментариев, но его адвокаты не скрывали своей радости, потому что ему дали четыре года лишения свободы условно. Условные сроки также получили пять других фигурантов. Многие фигуранты, когда покидали зал суда, были очень растроганы, обнимались с близкими, плакали и радовались тому, что не отправились в колонию, потому что прокурор требовал для них реальные сроки заключения от трех до восьми лет».
Юристы, опрошенные Business FM, подтверждают, что иногда людей, приговоренных к реальным срокам, действительно отпускают до вступления решения суда в силу. Но бывает это крайне редко, указывает адвокат Александр Забейда:
«Так бывает, хоть и нечасто, что обвиняемого обязывают явиться в колонию самостоятельно в случае вступления приговора в силу. Что касается информации о том, что она ранее объявлялась в розыск, такой факт суд при вынесении приговора тоже ни к чему не обязывает, поскольку это обстоятельство уже было учтено судом ранее, при избрании ей меры пресечения. Но в любом случае такое решение — это результат судейского усмотрения, приговор вступает в силу либо по истечении 15-дневного срока, который дается на обжалование, либо по результатам рассмотрения дела в апелляционной инстанции, если приговор остается в силе».
А Марину Ракову в розыск объявляли. После первого обыска, проведенного в ее доме, она исчезла. Неделю не являлась на допрос. К следователям пришла после того, как был арестован ее гражданский муж Артур Стеценко. Он, кстати, в итоге получил три года условно. А шансы на пересмотр приговора Марине Раковой вполне реальны, считает адвокат Александр Карабанов:
«Исходя из тех действий, которые совершил суд, я могу предположить, что защита будет данный приговор оспаривать. Вполне вероятно, именно на следующей инстанции может быть вынесено наказание, не связанное с лишением свободы».
А пока фактически Ракова и Стеценко на свободе. Адвокат бывшей чиновницы говорит, что еще будет обсуждать возможность апелляции со своей доверительницей. И там действительно есть над чем подумать. Главное, чтобы мысли не завели слишком далеко. Чтобы не были пройдены определенные границы.