«Самолёт» ссадили с казанского «рейса»: Минниханов выставил за дверь Воробьева
Крупный жилищный проект в Казани на 113 га земли, анонсированный ГК «Самолёт» два года назад, будут развивать без федерального девелопера. ООО «Специализированный застройщик «Самолёт-лотос», ранее учрежденное специально под проект, полностью отошло Джаудату Миннахметову, который также является руководителем двух государственных учреждений Татарстана.
Как сочетается чиновничий портфель и бизнес и почему Следком смотрит на это сквозь пальцы, разбирался корреспондент УтроNews.
В марте 2024 года ООО «Самолёт-Регионы» из ГК «Самолёт», с которой связан брат губернатора Подмосковья Андрея Воробьева Максим, вышло из состава владельцев ООО «Специализированный застройщик «Самолёт-лотос». Актив остался фирме «Р-Эстейт», на владельце которой мы позднее остановимся подробно.
Сама компания «СЗ «Самолёт-Лотос», вероятно, вскоре будут переименована, чтобы не нарушать закон о товарных знаках. Фирму, по данным «Руспрофайл», оценивают в 327 млн рублей, хотя по итогам 2023 года она не получила никакой выручки и убыток 34 тыс. рублей. Вероятно, стоимость актива сформирована за счёт находящегося на его балансе земельного участка.
Ещё в 2018 году мэрия Казани выпустила постановление «О подготовке проекта планировки и межевания территории «Лотос». В документе речь шла о территории, что граничит с загородным комплексом «Дубай» и коттеджным посёлком «Абу-Даби» и имеет площадь более 100 га.
Официальных комментариев с чего вдруг федеральный застройщик не пришёлся ко двору в вотчине Минниханова, нет. Возможно, что не сошлись в цене с Джаудатом Миннахметовым, которому принадлежит теперь «Самолёт-Лотос» через его ООО «Р-Эстейт».
При этом совершенно официально тот же Джаудат Миннахметов, если верить ЕГРЮЛ, является с 2006 года директором государственного казённого учреждения «Главное управление инженерных сетей Республики Татарстан» (бывший Фонд газификации) и с 2017 года - главой государственного бюджетного учреждения «Современные энергосберегающие технологии и инженерные коммуникации Республики Татарстан». Первое имеет прямое подчинение РТ, а второе подконтрольно Минстрою РТ.
Одновременно с этим Миннахметов - бизнесмен, который владеет десятком компаний, в том числе в строительной отрасли. При этом никакие надзорные органы на подобное не обращают внимания. А как же конфликт интересов и запрет госслужащему заниматься бизнесом?
На сайте Минстроя РТ есть декларация о доходах Миннахметова за 2021 год, где указаны скромные чуть более 4,1 млн рублей дохода и более 176 млн рублей у супруги. При этом нигде не отмечено в декларации, что руководитель госучреждения - владелец целой пачки коммерческих фирм. Не отображена там и доля поступлений от них. Для справки: общая прибыль от фирм Миннахметова за 2023 год составила 210 млн рублей, что на 44% меньше, чем годом ранее. Вряд ли в 2021 году сумма была существенно меньше, но от чего-то с декларацией эти показатели никак не бьются. Удивительно, не так ли?
Занятно, но и в официальной биографии Миннахметова указаны лишь вехи госслужбы. Он в 90-х, к слову, был и главой администрации Высокогорского района, и депутатом Госсовета Республики Татарстан, а с 1998 по 2007 год начальником отдела финансирования программ по газификации – директором фонда Департамента по управлению целевыми (внебюджетными) фондами, то есть довольно давно он - чиновник.
И это, кстати, ведомство Миннахметова курирует программу строительства и капремонта инженерных сетей и сооружений систем водоотведения в населённых пунктах, то есть, грубо говоря, готовит будущие строительные площадки, которых не может быть без воды, отопления, водоотведения. При этом Миннахметову лично принадлежит пачка фирм в сфере управления недвижимостью, строительное ООО «Мегастройинвест», а теперь ещё и «Специализированный застройщик «Самолёт-лотос». Надзорные органы совсем ничего не смущает?
Помимо этого, многочисленная семья Миннахметовых владеет в Татарстане сообща более чем 50 компаниями в разных сферах, входя в негласный топ самых влиятельных в регионе.
Странности с госконтрактами
Занимательно: через госучреждения, которые возглавляет Миннахметов, проходят миллиарды бюджетных траншей. Так, через ГКУ «ГУИС РТ» было распределено почти 500 госконтрактов на общую сумму порядка 30 млрд рублей, а через ГБУ «СЭТИК» - 41 госконтракт на общую сумму более 2 млрд рублей.
Анализ базы госконтрактов показал одну особенность. И в одном, и в другом ведомстве оказались весьма лояльны к группе компаний, связанных между собой.
В ГУИС 44 контракта на общую сумму не менее чем 1,8 млрд рублей получили связанные между собой компании: ООО «Раминвест М» - 21 госконтракт на сумму 1,1 млрд рублей, ООО «Раминвест» - 11 госконтрактов на сумму 314 млн рублей, ООО «Татводинвест» - шесть контрактов на сумму 274 млн рублей (фирма ликвидирована в 2019 году), ООО «Рамводинвест» - пять госконтрактов на сумму 203 млн рублей (ликвидировано в 2019 году). Две из них - ООО «Раминвест М» и «Раминвест» также имели три контракта на общую сумму около 200 млн рублей и с другим госучреждением, возглавляемого Миннахметовым.
Все эти четыре компании принадлежат одному и тому же лицу - некой Чулпан Гайзатуллиной.
При этом полная тёзка Гайзатуллиной на официальном сайте числится (или ранее числилась?) замдиректора государственного бюджетного учреждения «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при кабинете министров Республики Татарстан». Кроме того, в 2015 году Гайзатуллина и вовсе числилась помощником премьер-министра республики, коим тогда был Ильдар Халиков. То есть ещё один чиновник с коммерческими активами, гребущий в обе руки деньги из регионального бюджета?
Самое интересное: по другому активу - ООО «ЛЧ-Агро» бизнесмен Гайзатуллина связана с Лидией Мусиной. А Мусина - это супруга осужденного за злоупотребление полномочиями на 11 лет колонии экс-главы разорившегося Татфондбанка (ТФБ) Роберта Мусина, который также был министром финансов РТ.
Напомним, ТФБ лопнул в 2017 году, потянув за собой целую цепочку связанных банков, что привело к появлению более чем 18 тыс. обманутых вкладчиков, которые и по сей день вынуждены буквально выдирать свои накопления. Общая сумма долгов только по линии ТФБ доходила до 170 млрд рублей. Явление получило название банковского кризиса в Татарстане.
Мусина не просто супруга бывшего главы ТФБ, она также была совладельцем лопнувшего следом за «Татфондбанком», связанного с ним «Интехбанка».
А самое занятно, что именно на фоне банковского кризиса произошла отставка Ильдара Халикова, чьим помощником была бизнес-партнёр Мусиной. Более того, сами вкладчики требовали привлечь и Халикова к ответу, так как доля региона в лопнувшем банке на тот момента была более 45%.
А теперь вернёмся непосредственно к Миннахметовым, с которыми не сложилось сотрудничество у «Самолёта».
У Джаудата Миннахметова был сын Ирек, который занимал пост гендиректора агентства «Татмедиа» и компании «Татспиртпром». В 2019 году его прочили в качестве замены главы республики, а некоторые казанские СМИ даже дали Миннахметову прозвище — «цесаревич Минниханова». Поговаривали тогда, что развёрнута целая кампания по закреплению имени гендиректора АО «Татспиртпром» в медиа-пространстве. Но в 2020 году Миннахметов умер.
На его похоронах, кстати, присутствовал сам Минниханов и многие чиновники рангом пониже, включая главу Минстроя РТ Ирека Файзуллина, который ныне занимает кресло главы российского Минстроя. Теперь можно примерно представить уровень связей и поддержки семьи Миннахметовых в Татарстане, да и в целом на федеральном уровне.
ГК «Самолёт» славен не только жалобами покупателей на качество застройки, но и связями в Подмосковье и Москве. Когда говоришь «Самолёт», то мысленно добавляешь - Воробьевы.
Таким образом, уход этого девелопера из проекта в Казани, это скорее всего и слегка политический вопрос. Ведь фактически брату подмосковного губернатора Воробьева дали от ворот поворот люди, близкие к главе Татарстана Минниханову. Возможно, стороны просто не сошлись в цене?
Между тем вопрос, на который мог бы дать ответ Следком, остаётся открытым. Почему директор двух госучреждений занимается бизнесом, ещё и в сфере которая пересекается с работой возглавляемого им ведомства? Или в вотчине Минниханова - свои законы?
Ещё статьи по теме:
Распечатать