Новая российская онковакцина — реальность или блеф?

Новая российская онковакцина — реальность или блеф?
Новая российская онковакцина — реальность или блеф?
О создании «революционной» вакцины чуть ли не ото всех видов рака заявил глава Центра им. Н. Ф. Гамалеи, академик РАН Александр Гинцбург. Вроде как она уже прошла успешные испытания на мышах – и вот-вот…

Эта ошеломляющая новость дала надежду как миллионам здоровых людей, так и страждущим онкологическим больным. Наш корреспондент решила разобраться, что это за волшебная вакцина и каковы ее перспективы.

Привился — и пошел

СПРАВКА: В России каждый год 300.000 человек умирают от онкологии. Рак считается второй по распространенности причиной смерти после сердечно-сосудистых заболеваний.

При слове «вакцина» у большинства возникает ассоциация с вакцинацией от гриппа или от оспы. Сделал прививку – и рака не будет. И вот тут как раз и возникает путаница.

 uriqzeiqqiuhdrm tqiqthidzziqrurmf

СПРАВКА: В мире существуют лишь три профилактические вакцины от рака. Это вакцина от ВПЧ – вируса папилломы человека (профилактирует рак шейки матки), вакцина от гепатита В (предохраняет от рака печени) и вакцина от рака предстательной железы.

Новые же онковакцины – это вовсе не прививки. Речь идет о борьбе с онкологией с помощью так называемой терапевтической вакцины. То есть о лечении конкретного рака у конкретного человека. Напомним: на поверхности опухолевых клеток находятся особые белки. Они отличают их от здоровых клеток.

Эту особенность и используют онковакцины. Они как бы показывают их иммунной системе и заставляют последнюю «атаковать» клетки с особенными белками. По своему принципу действия это и впрямь похоже на профилактические вакцины от инфекционных заболеваний. Они ведь тоже показывают иммунной системе так называемый антиген. И когда в организм попадает чужеродный агент (бактерия или вирус), иммунная система способна его «вычислить» и убить.

Так были побеждены оспа и полиомиелит. Но рак – не оспа. Онкология – это огромное множество болезней. И у каждого рака есть еще и подвиды. И онковакцины нужно будет создавать под каждого больного индивидуально.

Вакцины разные важны

СПРАВКА: По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), рост заболеваемости раком к 2050 году выйдет на уровень 77%.

Сегодня разработку противоопухолевых вакцин (на основе как цельных опухолевых клеток, опухолевой ДНК или РНК, так и пептидных вакцин) ведут самые известные ученые. Недавно директор Центра им. Н. Ф. Гамалеи Александр Гинцбург заявил, что испытания вакцины от рака на добровольцах начнутся уже в 2025 году:

– В настоящее время вакцину пробуют на мышах. Цель – сделать препарат, который не просто продлит в два или три раза жизнь животным с меланомой, а полностью уничтожит и опухоль, и метастазы.

Ученый утверждает: эксперименты с противораковой вакциной на мышах показали 100-процентный успех. Невакцинированные грызуны с меланомой умерли на 19–22-й день после исследования, а все вакцинированные живы. И если всё получится, то эта вакцина будет помогать не только пациентам с меланомой, но и при немелкоклеточном раке легкого, раке поджелудочной железы, раке почки. Создается «волшебная» вакцина на основе мРНК-технологий. То есть так же, как вакцины от COVID-19 Pfizer и Moderna. Созданием онковакцины, но по другой технологии занимается и член-корреспондент РАН, ведущий молекулярный биолог Петр Чумаков:

– В ней содержатся вирусы, которые избирательно убивают опухолевые клетки, не повреждая нормальные. Кроме того, они стимулируют противоопухолевый иммунитет, и иммунная система лучше распознает «врага».

Удалось узнать: скоро эту вакцину будут испытывать на пациентах с глиобластомой. Той самой страшной опухолью головного мозга, от которой умерли Дмитрий Хворостовский, Жанна Фриске и Анастасия Заворотнюк.

Работают ученые и над технологией так называемой дендритно-клеточной онковакцины. Это когда у больного берут образец крови, выделяют дендритные иммунные клетки (они играют важнейшую роль в функционировании иммунной системы), размножают их в специальном инкубаторе, где клетки «тренируются» распознавать рак на примере девяти разновидностей опухолей, и потом вводят «обученные» дендритные клетки обратно в организм.

Увы, пока метод срабатывает лишь на 40%. Вывод: онковакцины создаются на основе разных технологий. Но результат, которого хотят добиться ученые, один: с помощью вакцины организм должен научиться распознавать раковые клетки и их уничтожать.

Впереди планеты всей?

СПРАВКА: По статистике Минздрава РФ, самыми распространенными видами рака в стране являются: меланома, рак молочной железы и рак легких.

Выходит, мы первые в мире додумались до онковакцин? Нет. Над этим же работают ученые во многих странах мира. Есть случаи, когда при помощи такой индивидуальной аутоиммунной терапии вылечивались до 50% больных с меланомой (рак кожи).

– Компания Moderna сейчас успешно работает над вакциной от меланомы, – говорит доктор биологических наук, профессор школы системной биологии в Университете Джорджа Мейсона (США) Анча Баранова. – И если в Центре Гамалеи прошло испытание на мышах, то Moderna уже с 2020 года испытывает свою противораковую вакцину на людях. Американское FDA давно одобрило несколько препаратов, помогающих вылечить рак простаты, который уже пустил метастазы.

Комментируют

Профессор Сколковского института науки и технологий, профессор Ратгерского университета (Нью-Джерси, США), заведующий лабораториями в Институте молекулярной генетики и Институте биологии гена РАН Константин Северинов:

– Не хочу говорить о том, чего пока нет. Я лишь обижу уважаемых людей, академиков. Ну а в принципе, конечно, никаких вакцин от всех видов раков нет, и то, что сейчас сделали и о чем заявлено, пока никому не известно. Скорее всего это лишь мечты. Нет никаких доказательств на людях. Пока лишь проверено только на мышах…

Директор по развитию компании RNC Pharma (проводит аналитику фармацевтического рынка) Николай Беспалов:

– Будем откровенны: в России онковакцины пока не применяются, а лишь исследуются. И они еще далеки от того, чтобы их применять на людях. Но в любом случае заявления академиков – это интересно. И не беда, если это бизнес-проект. Ведь это очень перспективная тематика для развития экспорта технологии и огромные перспективы для России. Правда, о прорыве говорить конечно же рано. Думаю, если прорыв и случится, то не ранее чем лет через 10.

Ведущий эксперт-иммунолог Владимир Болибок:

– Уже более полутора столетий медики пытаются найти панацею от рака. В конце XIX века в качестве лечения применялся токсин «Колея», как химиотерапия. Он вызывал потрясение иммунной системы, и она начинала бороться с опухолью. Сейчас самая отработанная в мире технология, которая дает хороший эффект – это так называемая CAR-терапия, когда у больного берут кровь и в пробирке «науськивают» ее Т-лимфоциты против опухолевых клеток. Так делают в США, Китае. Но в России на сегодня ни один институт не работает по этой технологии. Правда, в случае с CAR- терапией речь в основном идет о лейкозах и лимфомах. А наши ученые ищут технологии, чтобы справиться с самыми разными формами рака. Вот и в ведущих институтах страны разрабатываются новые технологии для онковацин. О том, как они себя покажут и покажут ли вообще, говорить пока рано, увы.

Но в каждой бочке меда не без ложки дегтя… Во время выступления перед Чикагским экономическим клубом глава Pfizer Альберт Бурла заявил: «Я искренне полагаю, что самое лучшее время для Pfizer еще впереди. Потому что ковид для меня был вроде как разминка, генеральная репетиция». Цинично. Зато откровенно. Вкусив однажды миллиардные прибыли за противокоронавирусные препараты, Pfizer вряд ли остановится. Сейчас Бурла уже вовсю «скупает» производителей лекарств от рака и заболеваний сердца.

Поневоле задашься вопросом: а не «разминка» ли это и для наших академиков после ковида и небезызвестного «Спутника»? А громко анонсированное ими создание супер-революционной вакцины от всех видов рака – уж не хороший ли маркетинговый ход?

Автор:

Дмитрий Зацепин
Регион: Россия