Деприватизация саратовского речвокзала ушла на второй виток
Апелляционная инстанция назначила рассмотрение жалоб чиновников и силовиков, где оспаривается сенсационное решение областного арбитража, на 4 сентября.
Напомним, 6 июня судья областного арбитражного суда Вадим Бондаренко полностью отказал ТУ Росимущества в изъятии в госсобственность здания саратовского речного вокзала. Это решение идет вразрез со сложившейся практикой Арбитражного суда Саратовской области, который за последние несколько лет вернул государству львиную долю территории бывшего авиазавода, а также такие знаковые объекты, как кинотеатр «Победа», высотка бывшего главка мелиорации на ул. Московской, 55 и другие.
Основание для удовлетворения запросов ТУ Росимущества было одним и тем же: городские чиновники не имели права распоряжаться федеральной собственностью, а ведомство узнало о том, что объекты ушли в частные руки, совсем недавно.
С речвокзалом все начиналось так же: как заявлено в иске, только в январе 2022 года Росимущество, ознакомившись с письмом прокуратуры Саратовской области, провело проверку законности отчуждения комплекса речного вокзала (гостиница, ресторан, вокзал). Как показало изучение истории приватизации, в далеком 1992 году трудовой коллектив Саратовского речного порта принял решение о вступлении в АО «СОЭМЗ» (саратовский опытно-экспериментальный механический завод) в качестве учредителя. Паевым взносом стали основные и оборотные средства речного вокзала с гостиницей и рестораном, после передачи всем этим добром (комплекс оценивался в 3,7 млн рублей) стал владеть и распоряжаться СОЭМЗ.
Росимущество усмотрело в сделке признаки ничтожности: комплекс был федеральной собственностью, так как Саратовский речпорт в то время являлся структурной единицей Волжского объединенного речного пароходства. Кроме того, порт не согласовал с Госкомимуществом РФ (в лице КУИ по Саратовской области) передачу комплекса в уставный капитал акционерного общества.
В 1994 года облКУИ распорядился передать здание речвокзала с баланса АО «СОЭМЗ» в оперативное управление администрации г. Саратова. Однако в 1995 году ведомство передумало и направило Госкомимуществу России предложение узаконить факт внесения комплекса речвокзала в уставной капитал «СОЭМЗ», как государственной собственности с закреплением пакета акций. В итоге состоялся чудо-обмен: вместо комплекса речного вокзала Российская Федерация получила бумажки - акции АО «СОЭМЗ».
В 1999 году Приволжская транспортная прокуратура пыталась оспорить факт передачи комплекса речвокзала, однако суд приватизацию объектов засилил, отказав в удовлетворении иска. А речвокзал пошел по рукам, попутно теряя активы: «СОЭМЗ» выступил учредителем ОАО «Поволжский выставочный центр» (ныне АО "Поволжский туристический холдинг") и ОАО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город» (ныне АО) с передачей в их уставный капитал помещений комплекса речного вокзала в 1997 и 2001 году. Но наследники СОЭМЗ получили только часть помещений, прочее было продано с торгов, в итоге образовалась масса владельцев.
Вернуть речвокзал в государственную гавань ТУ Росимущества пыталось не раз, еще летом 2022 года ведомство подало иск сначала в Волжский районный суд на том основании, что одним из совладельцев было физлицо. Но в итоге дело перекочевало в арбитраж, ответчиками выступили АО «Инвестиционно-финансовый холдинг «Город», ИП Ольга Максимова, ИП Наталья Симаченко, а также Роман Трифонов.
Судья Вадим Бондаренко обратил внимание, что, начиная с 2004 года теруправление Росимущество принимало активное участие в судах с совладельцами, а значит, нельзя говорить о том, что ведомство только в 2022 году узнало, что имущество отчуждено. Кроме того, Госимущество не позднее, чем в 1995 году, узнало о сделке – именно тогда государству «впарили» акции экспериментального завода.
Еще одним слагаемым победы стала ссылка на интервью президента РФ Владимира Путина, который как раз накануне разбирательств заявил, что деприватизации в стране нет.
На что же опираются в своей жалобе чиновники ТУ Роскомимущества? По нашим сведениям, доводы ведомства вкратце выглядят так: на 1992 год приватизации в виде вклада в другое юрлицо вообще не существовало. То есть при переходе речвокзала на баланс СОЭМЗ собственником осталась РФ. Кроме того, на 08.07.1992 существовал запрет приватизации объектов транспорта, в том числе водного (речного). Только правительство РФ могло разрешить приватизацию, но оно такого разрешения не давало.
Историческое совещание 1995 года с участием облКУИ, Департамента речного транспорта РФ, АООТ «Саратовское речное транспортное предприятие», АО «СОЭМЗ», где было решено, что облКУИ вместо речвокзала получит часть акций СОЭМЗ, подтвердило, что передача речвокзала незаконна, а сам объект на момент совещания – собственность РФ. Огромный вопрос - и равноценность обмена вокзала на бумажки частной конторы.
ОблКУИ не имел права разрешать приватизацию объектов, если это прерогатива правительства РФ или Госкомимущества. Следовательно, все действия облКУИ изначально ничтожны. План приватизации должен был быть отправлен в Госкомимущество на утверждение, но это сделано не qqkiuxiqrriqztkmp было.