Абрамсон без Абрамовича: куда уходит бюджет на строительство?

Абрамсон без Абрамовича:  куда уходит бюджет на строительство?
Абрамсон без Абрамовича: куда уходит бюджет на строительство?
Соратник Абрамовича Валерий Абрамсон мог иметь связи с экстремистами, похитить миллиарды на строительстве ЦКАД, а теперь, похоже, «перекладывает» свои активы в столице?

Одна из компаний проектного холдинга «Метрогипротранс» выставила на продажу доли в фирме «Либерти Тауэр», которая имеет право на застройку участка на улице Панфилова в Химках. Основным бенефициаром «Метрогипротранса» является Валерий Абрамсон - бывший партнер олигарха Романа Абрамовича.

И едва ли он менее скандален, чем бывший губернатор Чукотки, просто его фамилия менее известна.

Считается, что Абрамсону может оказывать поддержку московская мэрия и руководство Санкт-Петербурга. Именно при нынешних главе обеих столиц проекты «Метрогипротранса» в Москве и городе на Неве разрослись до неприличных масштабов.

Абрамсон без Абрамовича - деньги на ветер? tidttiqzqiqkdkmp dzeiquhiqkeiqekdrm

Сумма госконтрактов основного юрлица холдинга вплотную приблизилась к 10 млрд рублей. На первом месте среди заказчиков - Фонд Капстроительства Петербурга с суммой контрактов 1,7 млрд, на втором АО «Моспромпроект» с 1,5 млрд рублей.

В получении подрядов Абрамсону может помогать и известный скандальными ситуациями глава ВТБ Андрей Костин. В десятые годы Валерий Абрамсон трудился в холдинге ГАЛС - ныне Галс Девелопмент, девелоперском подразделении ВТБ. Похоже, банк оказывает Абрамсону и солидную кредитную поддержку.

Экстремисты на господряде

Среди прочих, «Метргогипротранс» участвовал в проектировании и возведении ЦКАД вокруг Москвы. Структура занималась этим вместе с другой подрядной организацией - ООО «Спецметропроект» Сергея Крохина.

В 2011 году было возбуждено уголовное дело по факту хищения 8,8 млрд рублей при строительстве автодороги. Много лет оно было без фигурантов, и лишь в 2020 году обвиняемыми стали совладелец «Метрогипротранса» (тогда компания называлась «Метропроект») Артур Минц и Сергей Крохин. Забежим чуть вперед - никто не пострадал, и в 2022 году уголовное дело закрыли за истечением срока давности. Но интересно другое - почему это дело вообще появилось.

В руки оперативников ФСБ попали представители экстремистской организации «Северное братство». Оказалось, что практически все они занимают какие-либо посты в «Спецметропроекте», которое занималось исследованиями для строительства ЦКАД. 

Один из лидеров экстремистов, Петр Хомяков, трудился в отделе геоэкологических изысканий (ОГЭИ) ООО «Спецметропроект». В своих показаниях он заявил, что неоднократно бывал на совместных совещаниях по ЦКАД в «Метрогипротрансе» и другой связанной организации «Союздорпроекте». И там ему и его отделу поставили задачу «сымитировать» результаты изыскательных работ, которые велись якобы с лета 2008 года, хотя контракт был заключен в ноябре 2008-го.

Как пишет BFM.ru, среди прочего Хомяков заявил, что на изыскательские работы списывались миллиарды, хотя для них сотрудники ОГЭИ якобы использовали данные еще советских специалистов, планировавших расширение автодороги в 1980-е годы. Реальная стоимость таких работ могла составлять всего несколько десятков миллионов рублей, но ушло на это свыше миллиарда.

Настоящая классика жанра, которую через много лет попробовал провернуть бывший московский и федеральный чиновник Олег Митволь - только уже по отношению к проектированию метро в Красноярске.

Туда (в пустоту и карманы собственников компаний) и ушли миллиарды, выделенные на ЦКАД? И никто не пострадал - а Валерию Абрамсону вообще не предъявляли никаких претензий. Старого товарища «сберег» Абрамович?

Т.е. получается, что через «Метрогипротранс» не только могли похищать средства - его руководство и бенефициары могли быть связаны с экстремистами.

От Абрамовича к Магомедовым

Что касается Романа Абрамовича, то с ним Абрамсон работал в качестве партнера в некогда крупном холдинге «Инфраструктура», реализовывавшим инфраструктурные проекты. Собственниками они были на паритетных началах, пока в 2010 года Абрамович не вышел из компании. На тот момент портфель ее госзаказов составлял свыше 35 млрд рублей.

Взамен на долю Абрамсон отдал Абрамовичу свои доли стоимостью около 70 миллионов долларов в нескольких девелоперских проектах другой своей компании «Миллхаус».

В 2015 году в состав собственников ГК «Инфраструктура» вошла небезызвестная ГК «Сумма» братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых. Несколько лет назад их обоих осудили на крупные сроки заключения за создание ОПГ и массу других преступлений.

В ГК «Сумма» уверяли, что, получив 51% акций почти сразу же вышли из «Инфраструктуры». Зачем заходили - абсолютно непонятно, и возможно они продолжали иметь отношение к компании, работая с Абрамсоном. Судя по всему, этот странный союз привел к тому, что из компании куда-то подевались деньги. Потому что уже в 2017 году в отношении ГК «Инфраструктура» было открыто конкурсное производство по иску компании «Сибмост». Всего в реестре оказалось 14 кредиторов, сумма задолженности - порядка 1,8 млрд рублей.

Абрамсон без Абрамовича - деньги на ветер?

Абрамсон мог работать с Магомедовыми?

Сейчас компания все еще в процедуре банкротства. Но вот что интересно на фоне заявлений представителей «Суммы», что к «Инфраструктуре» они отношения не имеют: в 2022 году представители «Инфраструктуры» подали банкротный иск в отношении Зиявудина Магомедова. 

Требование о банкротстве должника было основано на определении суда, в соответствии с которым с Магомедова в пользу компании взысканы 107,3 млн рублей убытков «за совершение неправомерных действий в период с 1 сентября 2015 года по 31 октября 2016 года. 

Т.е. заявления о том, что Магомедовы не имели отношение к «Инфраструктуре» Абрамсона после 2015 года может не соответствовать действительности.

Сначала был скандальный олигарх Абрамович, потом экстремисты, а затем и настоящие воротилы криминального мира Магомедовы. С кем еще из сомнительных персон и организаций не имел дело господин Абрамсон?

Абрамсон без Абрамовича - деньги на ветер?

Валерию Абрамсону все равно, с кем работать – были бы деньги.

После этого компании Абрамсона не только продолжают работу в России, но и создают серьезные проблемы своим конкурентам, что ставит под угрозу реализацию крупных проектов. Так, например, произошло в Петербурге, когда в 2020 году «Метрогипротранс» подал 60-миллионный иск к АО «Ленметрогипротранс» в битве за подряд на проектирование Красносельско-Калининской (коричневой) линии метро. В результате работы затянулись более, чем на год.

В свете вышесказанного о Валерии Абрамсоне - а стоит ли ему вообще давать возможность работать в России после всех связанных с ним скандалов? Или его ухода из страны не хочет старый друг Абрамович. Так с такими, как Абрамсон, недолго и самому уйти на дно.

utro-news

Назар Головко
Регион: Москва