Си Цзиньпин стремится сделать Китай космической державой
Производя все — от электромобилей до гражданских беспилотников и солнечных панелей, китайские компании быстро стали мировыми лидерами в передовых отраслях, которые правительство считает критически важными. Однако есть одна область, в которой страна потерпела неудачу. Спустя более десяти лет после того, как президент Си Цзиньпин провел реформы для запуска китайских космических стартапов, производители ракет и спутников страны даже близко не дотягивают до уровня ведущей в мире компании SpaceX.
Компания Илона Маска управляет более чем 6000 спутниками Starlink, обеспечивая широкополосный доступ от Аргентины до Зимбабве, в то время как у китайских компаний их всего несколько десятков. SpaceX является пионером в повторном использовании частей своих ракет, что позволяет компании сократить свои расходы, и сейчас испытывает гораздо большую многоразовую ракету Starship. Китайские компании полагаются на одноразовые с устаревшими технологиями.
Ракету Zhuque-3 компании LandSpace Technology перемещают на космодром Цзюцюань в провинции Ганьсу на севере Китая.Фото: VCG/AP
Клиенты со всего мира платят за то, чтобы ракеты Маска перевозили грузы, а китайские ракеты в основном перевозят лишь собственные. Поэтому неудивительно, что в 2023 году у SpaceX было около 100 запусков, что в восемь раз больше, чем у всех китайских частных стартапов вместе взятых. В этом году разрыв еще больше: менее 10 запусков ракет китайских стартапов и более 90 запусков серии Falcon Маска. Включая государственные ракеты, Китай запустил их около 50 раз по сентябрь.
«Ракеты Маска теперь регулярно летают и выполняют коммерческие миссии, в то время как Китай еще не освоил эту технологию», — говорит Хо Лян, генеральный директор Deep Blue Aerospace, стартапа, который разрабатывает ракеты с ускорителями, которые можно перерабатывать для многократных запусков.
Китай намерен изменить этот статус второсортного игрока. Хотя китайские космические компании преуспевают по сравнению со своими коллегами в Европе, Индии или Японии, Си не заинтересован в сравнении с игроками второго или третьего эшелона. Его цель, как он отметил на встрече с учеными-космонавтами 23 сентября в Пекине, — «превратить Китай в космическую державу».
SpaceX опережает Китай. Количество орбитальных запусков в этом году по конец сентября. Источники: SpaceX; Planet4589.org
Правительство оказывает большую помощь своему космическому бизнесу. Она включает помощь в разработке многоразовых ракет, например, новый центр в Пекине для передачи технологий компаниям. В сентябре стартапы Deep Blue и LandSpace Technology провели свои самые амбициозные испытания вертикального взлета и посадки — обязательного условия для многоразовых ракет — и несколько стартапов и государственных компаний нацелены на миссии в 2025 и 2026 годах.
Китайские производители спутников также наращивают выпуск, а компании расширяют свои орбитальные сети связи. В августе китайская ракета вывела на орбиту 18 новых спутников Spacesail, первую партию в долгожданной группировке на низкой околоземной орбите (НОО), призванной конкурировать со Starlink. Geespace, дочерняя компания китайского автомобильного конгломерата Zhejiang Geely Holding Group, в сентябре отправила на низкую околоземную орбиту 10 спутников, что стало ее вторым запуском в этом году. Сейчас у Geely 30 спутников, и к концу 2025 года планируется вывести группировку из 72 спутников.
До сих пор правительство резервировало площадку в Хайнане лишь для государственных компаний, связанных с военными, вынуждая стартапы обходиться удаленными внутренними объектами или плавучими стартовыми площадками в море. «Китай находится в явно невыгодном положении с точки зрения стартовых площадок по сравнению с США», — считает Цзяньвэй Ли, управляющий партнер Zhencheng Capital, китайской венчурной компании, инвестировавшей в Deep Blue.
Nebula-1, разработанная китайской частной ракетной компанией Deep Blue Aerospace, стартует во время испытательного полета в автономном районе Внутренняя Монголия 22 сентября. Фото: Deep Blue Aerospace/Handout
Неподалеку находится суперкомпьютерный центр аэрокосмической техники Вэнчанг, строительство которого было завершено в прошлом году и обошлось примерно в 1,2 млрд юаней (169 млн долларов США). Единственный в стране суперкомпьютерный центр, ориентированный на космическую отрасль, центр располагает 36 машинами, оснащенными графическими процессорами A100 корпорации Nvidia, приобретенными до того, как Вашингтон запретил экспорт таких передовых чипов в Китай в 2022 году.
«Идут разговоры о том, что правительство недостаточно поддерживает отрасль", - говорит Р. Линкольн Хайнс, доцент Школы международных отношений Сэма Нанна в Технологическом институте Джорджии. Новые объекты на Хайнане свидетельствуют о том, что «на высоких уровнях произошел сдвиг в сторону оказания большей поддержки для успешной коммерциализации космоса».
Существует предел того, насколько большую роль Си готов уступить частному сектору. Стартапы Китая получили гораздо меньшую официальную поддержку по сравнению с компанией Маска, которая за два десятилетия получила более 18 миллиардов долларов в виде контрактов от НАСА, Пентагона и других федеральных заказчиков. Вместо этого деньги в основном были отданы государственным предприятиям, связанным с Народно-освободительной армией.
А поскольку создание созвездий на низкой околоземной орбите является главным приоритетом, правительство вряд ли доверит эту задачу стартапам, уверена Аланна Кроликовски, доцент кафедры политологии в Университете науки и технологий Миссури. «Ответ Китая на Starlink — это не традиционный коммерческий проект, это критически важная часть национальной инфраструктуры», — говорит она. «Его создание не подлежит обсуждению».
Даже если государственные предприятия возьмут на себя ведущую роль в таких стратегически важных космических проектах, стартапы будут играть большую роль в предстоящие годы, считает Клейтон Своп, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
«Китай значительно отстает по времени», — говорит он. Но это также означает, что Пекин может следовать дорожной карте, которую правительство США создало в рамках как демократической, так и республиканской администраций, чтобы поддержать SpaceX по мере роста компании Маска. Си может «отмотать 10 лет назад, чтобы увидеть, как это произошло», — рассуждает Своуп, «потому что они копируют то, как это делалось в США».
Распечатать