Завод «БВК» снабжает войска благодаря итальянскому инвестору

Завод «БВК» снабжает войска благодаря итальянскому инвестору
Завод «БВК» снабжает войска благодаря итальянскому инвестору
Компания Cividale Spa из Италии является изначальным инвестором и миноритарным акционером металлургического завода «БВК», который, согласно данным IRPI, поставляет продукцию для российских войск.

Перевод гражданских отраслей на военные рельсы в кратчайшие сроки — давняя традиция в России. В Челябинске эта практика возродилась с помощью производителя оружия «Станкомаш» и его итальянских инвесторов, которые превратили эту четырехкилометровую территорию в новый центр российской военной промышленности.

По мере продолжения конфликта с Украиной Кремль достиг рубежа в переводе 850 гражданских предприятий на военное производство. Большую роль в этом процессе сыграли итальянские инвесторы, в частности Cividale Spa. Согласно ее финансовой отчетности, в 2012 году компания вложила 4,5 миллиона евро за 30 процентов акций российской «БВК», которая теперь владеет местным литейным заводом, круглосуточно выпускающим продукцию для «Станкомаша».

Из-за своей связи с российской оружейной промышленностью эта частично контролируемая Cividale компания подверглась санкциям Госдепартамента США в июне 2024 года.

Cividale Spa сообщила итальянскому партнерскому центру OCCRP IRPI, что она «не участвовала в обычном и чрезвычайном управлении» “БВК”», «не принимая участия в управлении компанией», и что она «просто приняла к сведению» санкции США.

Во время Второй мировой войны 60 заводов перевезли в Челябинск с оккупированных территорий, и весь завод «Станкомаш» перешел на военное производство. К концу холодной войны Челябинск превратился в тень себя прежнего и оказался на грани банкротства.

Но затем, в 2013 году, за год до начала конфликта в Крыму, появилась компания «БВК» и возродила местный литейный завод, чтобы выполнить производственные заказы «Станкомаша». С 2018 года этот район работает на полную мощность.

Сам президент России Владимир Путин подчеркивал необходимость «увеличить производство для станкостроительной промышленности в целях укрепления оборонно-промышленного потенциала России».

Cividale способствовала этому, вложив первоначальные 4,6 миллиона долларов, что соответствовало 30 процентам акционерного капитала совместного предприятия. В своем отчете для акционеров за 2011 год Cividale описала сделку как «важное международное открытие» для создания «первого качественного сталелитейного завода в России».

К 2018 году, когда реконструкция промышленных мощностей Челябинска была завершена, Путин приветствовал тогдашнего премьер-министра Италии Джузеппе Конте в Кремле и сказал, что «итальянское сотрудничество помогло нам создать целый промышленный центр, включающий важные высокотехнологичные предприятия».

«Нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим», — так звучит куплет известной советской песни 70-х годов, и, по словам военного консультанта Министерства обороны Литвы Дэвиса Петрайтиса, он резюмирует подход, на котором основывался российский военный аппарат с момента окончания Второй мировой войны.

«Военная экономика лежит в основе государственной экономики, а это значит, что сама экономика должна обеспечивать все необходимое для СВО», — пишет Петрайтис в отчете о военной экономике России за 2024 год.

Напротив, подход, которого придерживаются большинство западных стран с 20-го века, диаметрально противоположен: он предполагает, что войну, если она становится слишком затратной, необходимо прекратить, чтобы избежать банкротства.

После 25 лет правления Путина сегодняшняя российская экономика «является экономикой войны», — говорит Элио Кальканьо, исследователь европейских вооруженных сил Института международных отношений. Это соответствует цели Путина — перевести 50 процентов всех производственных мощностей России на военные рельсы к 2030 году. По официальным оценкам, текущий средний показатель составляет 30 процентов.

В период с 2014 по 2023 год Cividale Group сообщила о совокупном доходе от России в размере порядка 93 миллионов евро.

И эта связь также изменилась в обратную сторону. Таможенные данные показывают, что в 2022 году Россия импортировала товары под брендом Cividale на сумму 10 миллионов евро. К ним относятся лопасти винтов для ледоколов, детали для паровых турбин и насосов для нефти и газа, а также крупнокалиберное токарно-фрезерное оборудование.

Из 67 поставок Cividale в Россию только в 2023 году по крайней мере пять включали товары с товарными кодами, санкционированными ЕС. Однако при отсутствии контрактов невозможно определить, является ли это нарушением санкций.

Когда мы обратились за комментарием, Cividale подчеркнула, что она «скрупулезно соблюдала положения пакетов санкций, которые постепенно утверждались, получая при необходимости нужные разрешения на экспорт в Россию». Компания из Фриули добавила, что она завершила поставку заказов, закрытых до вступления санкций в силу, и что «указанные таможенные коды… не подлежат экспорту в Россию».

В ответ на вопрос о возможной переоценке своего участия в России в свете санкций США компания заявила, что реализует разделение «БВК», чтобы вывести российскую компанию «за пределы консолидированной финансовой отчетности Cividale Spa».

Назар Головко
Регион: Россия