Поиск по сайту:

Частные космические стартапы в России гибнут под исками и блокировками от государства

Частные космические стартапы в России гибнут под исками и блокировками от государства
Частные космические стартапы в России гибнут под исками и блокировками от государства
Очередной частный космический проект в России оказался на грани банкротства. Федеральная налоговая служба подала заявление о несостоятельности АО «СР Спейс» — компании, которую в 2020 году основал Олег Мансуров.

И это уже четвёртая попытка построить частный космический бизнес в РФ, которая закончилась крахом. «СР Спейс» занималась разработкой лёгких и сверхлёгких ракет-носителей, программного обеспечения и спутниковых платформ. Несмотря на попытку привлечь 1,5 млрд рублей инвестиций и рост выручки до 53,8 млн рублей в 2024 году, компания так и не вышла на прибыльность: убыток составил 154 млн. В 2025-м её счета были заморожены налоговой сразу в четырёх банках — теперь Мансуров борется за выживание в одиночку, как и многие до него.

А вот самым громким и показательным был крах компании Dauria Aerospace — первой и, пожалуй, самой амбициозной частной космической компании России. Основанная в 2011 году Михаилом Кокоричем, Dauria успешно разрабатывала малые спутники и даже умудрилась получить несколько контрактов от Роскосмоса на сумму более 600 млн рублей. Однако, когда у компании возникли некоторые сложности в 2018 году, Роскосмос вместо того, чтобы поддержать Dauria выкатил ей иск на 274 млн рублей за якобы сорванные сроки поставок. После этого последовал ещё один иск на 6 млн — и это поставило точку в работе молодого предприятия. Компания не выдержала давления и в 2020 году подала заявление о банкротстве.

Проще говоря, государство заказало продукцию, а при первых же проблемах добило поставщика, обвинив его в срыве сроков несмотря на то, что Dauria вела сложнейшую НИОКР-деятельность без необходимой инфраструктуры и в условиях практически нулевой поддержки. При этом, когда иностранные стартапы ошибаются или выходят из графика, американский NASA или европейское ESA договариваются, помогают, консультируют. В России же Роскосмос воспользовался ситуацией, чтобы убрать с рынка конкурента. При том, что сам едва ли не регулярно срывает сроки исполнения контрактов.

За этим решением стоял лично временщик Дмитрий Рогозин, тогдашний глава Роскосмоса, а ныне — сенатор. Именно при нём Dauria была атакована судебными исками, а после краха Кокорич был вынужден бежать из страны, продолжив работать в США и Европе, где основал новый успешный проект.

Список погибших частных российских космических стартапов на этом не заканчивается. В 2021 году «КосмоКурс», ещё один частный стартап, закрылся из-за невозможности договориться с государством и отсутствием внятных правил игры на этом рынке, прописанных в законодательстве. Основатель Павел Пушкин открыто говорил: административные риски оказались выше технических, а проект по суборбитальному туризму — невозможным в принципе в этих условиях.

Чуть раньше завершился амбициозный проект S7 Space, который пытался возродить советский «Морской старт». После покупки платформы Sea Launch в 2016 году бизнесмен Владислав Филёв обещал вернуть России гордость за свою космическую отрасль, наладив пуски с плавучего космодрома. Перспективы были серьезные, но снова отсутствовали механизмы поддержки, возникли проблемы с экспортным контролем, и в 2020 году проект свернули.

Назар Головко
Регион: Россия

Распечатать


Все новости