В Тюмени освоят полмиллиарда на лесовосстановлении югорских площадок «ЛУКОЙЛа»
Вероятно, речь идет о высадке деревьев, которые пострадали от деятельности нефтедобывающей компании.
Два договора на 179 млн рублей «Рослесинфорг» подписал с ООО «Северная транспортная компания» (СТК, г. Советский, принадлежит Павлу Алексееву), когда в общей сложности под реабилитацию попадет 857 гектаров земель лесного фонда. Сама «СТК» ранее лесовосстановлением по заказу госкомпаний не занималась, но аффилированное с Алексеевым ООО «Промстрой-Групп» в 2017 году получало заказ на высадку сосны сибирской кедровой на территории, «пострадавшей в процессе производственной деятельности нефтегазодобывающей компании». Заказчиком также выступал Ханты-Мансийский филиал «Рослесинфорга».
Наиболее крупные средства федеральная структура передаст компании из Тюменской области. Три договора на 547 млн рублей было подписано с ООО «Леспромстрой-Т», основной владелец которого Семен Дрогалев имеет неоднозначную репутацию в экологических кругах ХМАО-Югры. Именно его компания ООО «СТЭК» вслед за «Эконадзором» Евгения Слюсаря брала на себя обязательства по рекультивации участка, заваленного отходами бурения и нефтедобычи в водоохранной зоне реки Вах в Нижневартовске. Работы стоимостью более 83 млн рублей должны были завершиться в ноябре 2022 года, но весной прошлого года, после того как компания призналась, что не справляется, контракт расторгли по соглашению сторон. Новым подрядчиком стала компания «Сити Билдинг» из Екатеринбурга, которой управляет депутат Екатеринбургской гордумы Виталий Чачин.
Стоит отметить, компенсационные работы по возмещению вреда, нанесенного окружающей среде в Уральском федеральном округе, в настоящее время считаются одними из самых проблемных и коррумпированных. Зачастую экологи вынуждены доказывать, что подрядчики не выполняют взятых на себя обязательств: экономят на материалах для рекультивации, отсыпая пострадавшие территории опасными для природы материалами, не вывозят загрязненную землю, сверху покрывая ее биологическим слоем, а в случае с высадкой деревьев могут просто проигнорировать работу в труднодоступных территориях, куда не доезжают проверяющие.
Один из наиболее вопиющих примеров произошел в Свердловской области, когда арендатор лесфонда в Режевском городском округе по документам отчитался о высадке 240 тыс. молодых сосен на 60 гектарах вырубленного им ранее леса. Работы, принятые ГКУ СО «Режевское лесничество», выполнялись в период с 2017 по 2022 год, но по информации общественников, саженцы на пострадавшей территории так и не высадили. По данным депутата Госдумы Максима Иванова, арендатором площадки значится ИП Сурнин Е.В., который также является депутатом Режевской гордумы.
«Совсем недавно по данному факту началась прокурорская проверка. Параллельно с этим на участках Евгения Сурнина произошли пожары, после которых сложно будет доказать факты возможных махинаций с высадкой деревьев. Были даже предположения, что данные факты могут быть связаны», – делится личным мнением собеседник «Правды УрФО», работающий в сфере лесхоза.
Глава Режевского городского округа Иван Карташов сообщил изданию, что Евгений Сурнин «принимал участие в тушении масштабных лесных пожаров, в том числе как арендатор участков». При этом чиновник не смог уточнить, были ли уничтожены огнем участки, на которых проводилось лесовосстановление. «Пожаром пройдены в том числе участки лесовосстановления, которыми занимался Сурнин. Насколько они повреждены, пока не могу сказать. Пожары в той части остановлены, заниматься оценкой ущерба у нас пока нет возможности. Тушим другие пожары», – рассказал «Правде УрФО» директор Режевского лесничества Александр Кирюхин.
Между тем экологи подчеркивают, что именно качество работы госструктур, принимающих компенсационные работы у подрядчиков и арендаторов земель, «делает возможными многие финансовые махинации, проворачиваемые в лесной сфере».
Новости по теме: Мантурову дали срок
«В вопросе лесовосстановления на отдаленных участках, как вы уже заметили, может иметь место высадка меньшего количества саженцев, либо посадочный материал могут использовать плохого качества. Здесь возникают логичные вопросы к тем, кто принимает эти участки. Туда, как правило, нужно долго добираться, а в ряде случаев лететь на вертолете. Нужно не просто с воздуха смотреть и делать фото, нужно выходить, делать замеры, смотреть, в каком состоянии находятся саженцы», – подчеркнул эксперт-эколог ОНФ в ХМАО-Югре Евгений Печерица.
Участок в Режевском ГО, на котором проведено лесовосстановление
Собеседники «Правды УрФО» заявляют, что в приемке лесных участков после компенсационных мероприятий должны участвовать общественники, «чего избегают органы власти».
«Общественность заинтересована в проведении качественных работ, а не просто декларировании: одно дерево срубил – одно посадил. Какого качества гектары арендаторы возвращают взамен вырубленных. Приживаемость саженцев может быть 2%. Я считаю, что такие работы нужно принимать исключительно после того, как молодые деревья пережили хотя бы одну зиму, чтобы убедиться, что саженцы прижились и подрядчики подсадили то, что погибло. Рубят-то качественный лес, а вот что получаем обратно – вопрос», – подытожил эколог.