Рюмину "включили свет" в Курске: кому достанется АО "КЭС"?

Рюмину "включили свет" в Курске: кому достанется АО "КЭС"?
Рюмину "включили свет" в Курске: кому достанется АО "КЭС"?
В скандале с приватизацией "Курских электрических сетей" могут быть "зашиты" интересы Андрея Рюмина и Романа Старовойта.

В начале июля должность гендиректора "Курских электрических сетей" покинул многолетний руководитель компании, депутат Горсобрания Курска Владимир Кривов. Его считали человеком бывшего мажоритарного собственника предприятия, экс-депутата Курской облдумы Юрия Бессонова.

Вместо него оперативное управление структурой перешло к ПАО "Россети Центр", чью материнскую компанию, ПАО "Россети" возглавляет скандальнейший госуправленец Андрей Рюмин. Ранее об этих планах заявляли городские власти.

Таким образом, завершился процесс перехода компании под контроль мэрии, с дальнейшей возможностью приватизации. При этом итог приватизации может быть прозаическим: структуры могут отойти как "Россетям", так и в частные руки, что позволяет предположить корыстные мотивы в отчуждении акций КЭС, принадлежащих Юрию Бессонову и близким ему структурам.

Как утверждают авторы Telegram-канала "Плохая куряночка", якобы 5 июля, когда на предприятии менялось руководство, в офисе компании якобы были применены силовые методы для изъятия документов и вывода из здания "первых лиц". Аналогичную информацию сообщили в письме в редакцию.

Новости по теме: Кремль отреагировал на данные об осведомленности Суровикина о подготовке мятежа

  qhxidiqxzidu qkhidexiqxhidevls

 

Под "первыми лицами", судя по всему, имеют ввиду представителей еще бессоновского менеджмента. Кроме того, там же якобы появились и сотрудники ЧОП "Кольчуга", которые имеют контракт на оказание охранных услуг с администрацией Курска. Ну прямо почти маски шоу в стиле 90-х. Только исходящие от муниципальных властей?

Таким образом, эпоха Бессонова, как можно охарактеризовать жизнь "Курских электрических сетей" последние 10 лет, закончилась. Он все еще владеет частью акций, но контрольный пакет в 51% консолидировал в своих руках город. А значит - дальнейшая судьба КЭС в его руках.

Акции туда-сюда

Между тем, его отчуждение акций Бессонова и вправду могло напоминать рейдерский захват. Конфликт вокруг КЭС начал разгораться только в 2016 году по инициативе депутата Горсобрания Дмитрия Гулиева (сейчас он является депутатом парламента седьмого созыва).

Он утверждал, что сделка по продаже акций КЭС, ранее принадлежавших муниципалитету (в результате которой значительная часть акций оказалась под контролем Бессонова), не была вынесена на обсуждение в городское собрание в соответствии с установленным порядком.

К тому же акции были реализованы якобы по заниженной стоимости, что нанесло компании материальный ущерб в размере более 366 млн рублей. Летом 2018 года господин Гулиев обращался в региональное управление ФСБ с просьбой проверить законность сделки по передаче акций сторонним фирмам.

Если коротко пояснять суть произошедшего с КЭС, то сама компания была создана в 2006 году усилиями городских властей. Изначально у города было 70%, остальное - у других правительственных организаций.

В 2009 году горсобрание одобрило приватизацию части акций, которые вошли в капитал новой компании "Горсвет". Доля города снизилась до 34%. Учредителем "Горсвета", помимо КЭСа, стал городской имущественный комитет. В 2014 году Юрий Бессонов и "Горсвет" заключили договор купли-продажи ценных бумаг, по которому первому перешли 425 акций на сумму 340 тыс. рублей.

Новости по теме: Татьяне Тарасовой в седьмой раз за месяц стало плохо

В результате еще ряда сделок состав акционеров КЭС приобрел следующий вид: Кород Курск (49,9%), ООО "Коннект" (ранее ООО "УПТК "КЭС", 3,64%), ООО "Электростроймонтаж" (ранее ООО "Курсккоммунэнергосервис", 46,34%), и Юрий Бессонов (0,023%).

Учредителем "Коннект" является Игорь Польшиков, зять Бессонова, а учредителем "Электростроймонтаж" – брат супруги господина Бессонова Александр Петренко. Сейчас единственным учредителем фирмы числится Светлана Бессонова, супруга Бессонова. Т.е. именно команда Бессонова владела контрольным пакетом предприятия. Однако события последующих лет резко все изменили.

Как уже говорилось, сначала резко возбудился депутат Дмитрий Гулиев, а потом и контрольно-надзорные органы. Бывший спикер городского собрания Курска Александр Закурдаев был обвинен https://www.kommersant.ru/doc/4233980 в том, что подписал документы, которые повлекли якобы незаконное отчуждение принадлежащих городу акций КЭС - тех самых 425 единиц, которые впоследствии оказались у Бессонова через "Горсвет".

Начались суды, которые привели к тому, что акции вернули городу, и его доля выросла до 51% - контрольного пакета. При этом Юрий Бессонов настаивал на добросовестности той сделки, утверждая, что они приобретались именно по воле собственника - города Курска.

И вот, едва акции вернули городу, как Горсобрание Курска включило более 900 тыс. своих акций КЭС в план приватизации. Вместе с ними в частные руки должны отойти и 34% акций АО "Горсвет". Причина – необходимость поиска инвестора, который бы модернизировал компанию, учитывая ее не лучшее нынешнее состояние.

О покупателе говорить пока рано – далеко еще даже до стадии торгов. Но совсем не исключено, что он будет представлять интересы главы ПАО "Россети", или же кого-то из команды губернатора Романа Старовойта, которому такой актив придется очень кстати после выхода на политическую пенсию.

КЭС сознательно душили?

На такие мысли наводит ряд обстоятельств. Все последние годы КЭС испытывали серьезные финансовые проблемы, которые могли носить совершенно искусственный характер и быть спровоцированы "Россетями".

Поясним: компания "Россети Центр" в лице филиала "Курскэнерго" по закону является единственным получателем денежных средств за услуги по передаче электроэнергии всех сетевых организаций на территории Курской области. Также она обязана по факту финансов оплачивать услуги смежных сетевых организаций, включая "Курские электрические сети".

То есть деньги за передачу электроэнергии люди платят не КЭС, а "Россетям". А она уже расплачивается с КЭС.

Вот только делает это, похоже, не в полном объеме и со значительным опозданием. Последние годы КЭС яростно судились с "Россети Центр" как раз на основании того, что считала, что структура не выплачивает ей средства, от работы которых зависит функциональность предприятия.

Как следствие, КЭС оказались в убытках. Параллельно с этим шли и масштабные судебные разбирательства. Общая сумма оспариваемых средств - 1,3 млрд рублей. Часть судов КЭС выиграли, только с начала 2023 года суд удовлетворил три таких заявления на общую сумму более 100 млн рублей.

 

В отчаянии, видимо, понимая, что компанию могут просто сознательно уничтожать, КЭС даже пытались добиться банкротства "Россети – Центр". Но безуспешно. Ведь деньги у структуры явно есть...

Но ведь есть еще стадии обжалования, а в это время предприятие оказалось практически парализовано. Как пишет "Край" , оттуда увольняются сотрудники, не пополняется аварийный запас электротехнических изделий, отсутствуют средства на ремонт автомобилей, все это ставит под угрозу выполнение мероприятий по надёжному электроснабжению потребителей.

Все это и позволило властям передать оперативное руководство КЭС в руки ПАО "Россети Центр" в лице "Курскэнерго". Чьи представители 5 июля и должны были занять свои рабочие места, что могло закончиться скандалом с применением ЧОПа.

В результате вырисовывается интересная, но вполне себе банальная схема. Когда капитализация КЭС была еще низкая (стоимость активов в 2013 году - 1,3 млрд рублей, а раньше и того меньше), то она была не сильно нужна. Но к 2020 году капитализация выросла до 2,5 млрд рублей, сейчас - 2,7 млрд рублей. И у кого-то "зачесалось".

 

Учитывая, что "медиатором" противостояния КЭС и "Россетей" выступал Роман Старовойт (он выражал обеспокоенность, якобы переживая за снабжение города, стремился все поскорей уладить), можно предположить, в итоге значительная часть КЭС окажется в руках у кого-то из его приближенных.

Впрочем, это могут быть и номинальные лица. Ранее The Moscow Post высказывал предположение, что интересы Старовойта могут быть зашиты в дорожном бизнесе региона. В частности, они могут найтись в компаниях "Терра" и "Евространсстрой", к которым имеет отношение известный в регионе предприниматель Сергей Ракчеев. С приходом в регион бывшего топ-менеджера "Росавтодора" и экс-заминистра транспорта Старовойта, эти компании стали буквально накачиваться госзаказамии в дорожной отрасли. Почему бы не "подогнать" под кого-то вроде Ракчеева и электросетевое хозяйство города?

Кроме того, нельзя исключать и интерес со стороны главы "Россетей" Андрея Рюмина. Он неоднократный герой наших публикаций с огромным количеством скандалов за спиной. Как пишет "Версия", "Россети" Андрея Рюмина под благими намерениями захватывают региональные электросети. И это очень похоже на ту ситуацию, которую мы видим в Курске.

Вера Попова