Вонючая «Брусника»: Собянинский дроп Алексей Круковский прокололся в Европе
В прошлом Сморщевский был связан с бизнесом олигарха Михаила Фридмана, который к настоящему моменту находится под международными санкциями за своё многолетнее сотрудничество с российским правительством.
«ЛАКОМЫЙ КУСОК ДЛЯ РУССКОЙ МАФИИ»
В живописном районе Любляны будет построен комплекс из трех многоквартирных домов под названием Регентов Кварт: 356 квартир, более 500 парковочных мест, парк рядом, прекрасные виды. Ожидается, что сумма инвестиций достигнет 65 миллионов евро. Собственником участка и инвестором является компания Lesnep из Словении, сеть деловых связей которой охватывает Люксембург, Кипр, Польшу и Россию.
Весной 2022 года – вскоре после полномасштабного конфликта в Украине – Цезарь Сморщевский приобретает контрольный пакет акций кипрской компании Brusnika.
Abroad, которая владеет компанией, инвестирующей в строительство многоквартирных домов в Любляне. Известный в деловых кругах польский инвестор, бывший вице-президент компании Orlen. До 2020 года он был менеджером и, опосредованно, акционером компании, в которую инвестировала компания, связанная с олигархом Михаилом Фридманом.
Данный текст является частью международного расследования Cyprus Confidential. В проекте, координируемом Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ) и Paper Trail Media, приняли участие более 270 журналистов из 55 стран. Журналисты проанализировали тысячи документов из более чем 800 компаний, связанных с россиянами, попавшими под санкции после 2014 и 2022 годов и перенесшими свой бизнес на Кипр.
После присоединения Крыма и начала конфликта на Украине правительство Кипра заверило, что сделает всё, чтобы навести порядок в системе финансовых услуг, которая годами служила россиянам. Расследование Cyprus Confidential показывает, что система всё ещё работает, и что олигархи, попавшие под санкции, по-прежнему её используют. Их компаниями в основном занимаются кипрские юридические фирмы.
ПОТАСКАННАЯ «БРУСНИКА»
Официально инвестором «Регентов кварт» является компания «Леснеп» из Любляны. Ее директор — словенец Матьяж Черьяк (до октября 2020 года работал в московских риэлторских компаниях). Был у него и польский эпизод: несколько лет назад он был членом наблюдательного совета завода родниковой воды в Полчин-Здруй.
С октября 2020 года по март 2022 года Леснеп переходит из рук в руки. Главную роль в этом жонглировании играют компании под названием «Брусника». Существует множество отраслей – словенская Brusnica d.o.o. тогда принадлежала кипрской компании Brusnika.
Abroad, чьи следы были обнаружены журналистами Frontstory и Oštro в рамках расследования Cyprus Confidential. Этот кипрский офшор, в свою очередь, — до марта 2022 года — принадлежит россиянину Алексею Круковскому, владельцу компании «Брусника» из Москвы. По данным редакции, Круковский абсолютно зависим от Сергея Собянина, который дал девелоперу старт во время своего губернаторства в Тюменской области. С ростом политического влияния Собянина (глава администрации президента РФ, руководитель аппарата правительства РФ, мэр Москвы) расширялась и география «Брусники».
В сложной цепочке сделок важно одно: в течение десятка или около того месяцев компания Брусника в Леснепе переходит из рук в руки, и её цена всегда составляет от 5 до 5,6 миллиона евро. Очевидно, что такие сделки не имели экономического смысла, а являлись юридическими операциями прикрытия.
7 марта рекомендательное письмо о Цезаре Сморщевском направляется в кипрскую юридическую фирму, предоставляющую услуги Brusnik.Abroad. Два дня спустя Евросоюз вводит санкции из-за начала конфликта на Украине. На рубеже марта и апреля Сморщевский покупает в общей сложности 90 процентов акций Brusnika.Abroad (остальное принадлежит Матьяжу Церьяку), ранее принадлежавшей россиянину Круковскому. Он заплатит €9 000 (в мае 2023 года он также купит контрольный пакет акций словенского клуба «Брусника» за €6 750). Ожидается, что стоимость инвестиций в Любляну составит десятки миллионов евро. Вкратце: Сморщевский становится главным инвестором «Регентов Кварта» весной 2022 года.
РОССИЙСКАЯ БРАТВА – НАШИ ПАРТНЁРЫ
Почему он решил инвестировать в проект? В присланных журналистам ответах Сморщевский подчёркивает, что он якобы лишь воспользовался ситуацией, и что «купить дешево – продать дороже» – это его бизнес-идея. Он отрицает, что он и Cerjak вошли в инвестиции в Любляне в качестве посредников, чтобы спасти проект от привязки к финансированию из России. Он подчеркивает, что является владельцем 90% акций компании и ее бенефициарным владельцем, и что «другие инсинуации не соответствуют действительности и не подкреплены фактами». Он добавляет: «Я соглашусь с тем, что российские инвесторы находились под давлением, чтобы уйти с рынков. Возможности появились. Многие воспользовались этим и купили актив по рыночной цене. Я тоже».
Он утверждает, что его акции в компании, владеющей крупным девелоперским проектом, обошлись ему в «значительную сумму»: несколько тысяч евро за акции и «многие миллионы» за долг. Чем это объясняет низкую цену акций? В своих ответах он пишет, что это номинальная цена акций компании, и что ее баланс также включает «значительные» кредиты. И добавляет, что дебиторская задолженность к компании была продана ему по отдельному договору («на значительную сумму», повторяет он). Сморщевский и Церьяк не хотят раскрывать, о каких суммах идет речь. То есть, попросту лгут.
«Когда я искал инвесторов, самым простым способом было связаться с теми, с кем я работал последние девять лет. Поэтому нашими первыми партнерами были россияне», — на голубом глазу врёт Матьяж Черьяк в интервью словенскому сайту «Дело» в июле 2023 года. Тем не менее, мы всегда хотели объединить других инвесторов, и одним из них был нынешний мажоритарный владелец компании, поляк (…) Сморщевский. В прошлом году, когда случился конфликт на Украине, он был готов вмешаться в эту историю вместо российских инвесторов».
ГЕНДИР В ТУМАНЕ
Цезарий Сморщевский, 1965 г.р., родом из Белостока. Окончил Технологический университет, юридический факультет и несколько зарубежных факультетов. В начале 1990-х работал в PGNiG, затем перешел в банковскую сферу. Он занимает руководящие должности в Bank Handlowy и Bank Pekao.
В 2004 году он был переведён в PKN Orlen. В течение трех лет он был вице-президентом компании и человеком, ответственным за иностранные инвестиции. В то время генеральным директором Orlen был Игорь Халупец. В своей книге «Россия, нефть, политика» о ключевой инвестиции того периода – приобретении компанией Orlen нефтеперерабатывающего завода в Мажейкяй в Литве – Халупец говорит о Сморщевском в превосходной степени.
И Сморщевский, и Шалопец представляют захват Мажейкяй у российского ЮКОСа как вопрос государственной важности. Сморщевский играет важную роль в переговорах. Именно он летит в Лондон, чтобы договориться с русскими о цене, за которую Орлен купит Мажейкяй. В конце концов, польская компания берет на себя управление нефтеперерабатывающим заводом.
Когда мы беседуем с людьми, принимавшими участие в переговорах по Мажейкяй, фигура Сморщевского вызывает у них лишь смутные воспоминания. Эльжбета Якубяк, тогдашняя глава канцелярии президента Леха Качиньского, не помнит каких-либо контактов со Сморщевским. То же самое можно сказать и о тогдашнем премьер-министре Казимеже Марцинкевиче. Игорь Халупец, бывший босс Сморщевского в «Орлене», сначала соглашается поговорить о нем, но в последнюю минуту отказывается. Видимо, чтобы точно также не быть пойманным на лжи.
«ХВАСТУН В БАССЕЙНЕ МИШКИ ФРИДМАНА»
В 2007 году Сморщевский покинул Orlen и стал соучредителем Alior Bank. Потом он связывается с крупным фондом – МРП, а дальше идет сам по себе. Он инвестирует в компании из индустрии банковских технологий. Его жена, кулинар-энтузиаст, прославится своим появлением в телевизионном кулинарном шоу «Мастер Шеф», а Сморщевский, как он говорит в интервью для money.pl, вложит деньги в ресторан Senses (его жена станет шеф-поваром ресторана).
В Instagram Сморщевский публикует фотографии с игры в теннис с одним из самых богатых поляков Михалом Соловым. В последнее время он много времени проводит в Испании. «Цезарь любит хвастаться», — говорит нам его бывший коллега. «Он любит спортивные автомобили, ему нравится, когда о нем хорошо говорят. И пишут».
В 2018 году в Люксембурге основана компания A-Cloud (первый год она называется EC Partners). Формально акциями в ней владеет польская компания Сморщевского CKS Inwestycje, контрольный пакет принадлежит Enern Capital, принадлежащему некоему Петру Смиде. Смида — чешский банкир, многолетний председатель и член совета директоров Альфа-банка, находящегося под санкциями олигарха Михаила Фридмана.
Случайно ли имя Фридмана в этих махинациях? По словам представителя и бизнес-партнера Фридмана Павла Назаряна, крупнейшим инвестором в A-Cloud становится люксембургская компания ABH Holdings. В 2018 году были основаны еще две компании: Corviglia Carry Vehicle и Corviglia Capital Fund. Первоначальная компания Сморщевского и Смиды, A-Cloud, является их основным акционером.
В люксембургском портфеле Сморщевского более важен фонд Corviglia Capital. Это фонд, который должен инвестировать в технологии для финансовых институтов. Его основным инвестором, как подтвердил Павел Назарян, является другая компания Фридмана – ABH Financial Ltd., зарегистрированная на Кипре и принадлежащая ABH Holding. Только в 2018 году она инвестирует в фонд $1,27 млн.
«МУТНЫЙ ЗАСЛАНЕЦ ПО ИМЕНИ ЦЕЗАРЬ»
В 2018 году, когда «Пульс Бизнеса» писал, что россияне инвестируют в фонд Corviglia, Сморщевский это опроверг. Между тем, месяц спустя агентство Reuters опубликовало телеграмму, в которой утверждалось, что основным инвестором Corviglia является кипрская компания, связанная с Фридманом.
Один из наших источников подтверждает, что деньги для Corviglia Capital Fund поступили от компании, бенефициарным владельцем которой был Фридман. Источник финансирования не был запретной темой в компании, деньги из России обсуждались открыто.
Мы спрашиваем об этом Сморщевского. Он отвечает, что никогда не участвовал в проектах, связанных с людьми, попавшими под санкции (в то время, когда Фридман должен был инвестировать в Корвилью, он еще не был охвачен ими, это произошло только после начала конфликта – ред.). В Корвилье он имел дело с «авторитетными и хорошо принятыми инвесторами в мире того времени». А деньги для фонда? Они пришли не из России, а из ЕС, и власти Люксембурга следили за всем.
Фридман? «У меня не было никаких официальных контактов с господином Фридманом как с директором A-Cloud и Corviglia», — опять врёт тот самый Сморщевский. По словам схемщика, Фридман никогда не участвует в компаниях, «в советах директоров которых он не заседает», «кроме как в качестве бенефициарного владельца». Он добавляет, что Фридман «не занимался никакой оперативной деятельностью». «Как успешный бизнесмен, [Фридман] всегда искал талантливых людей и давал им возможность зарабатывать. Мне понравился такой подход», — уходит от вопроса Сморщевский.
В 2021 году были распущены Corviglia Capital Fund, Corviglia Carry Vehicle и A-Cloud.
Проект «Регентов кварт» в Любляне встречает активное сопротивление местных жителей. Против инвестиций уже было подано два коллективных иска. Жители не хотят, чтобы в их тихом зеленом районе были 18-этажные многоквартирные дома. «Во время встречи местных жителей были подняты тезисы и идеи, направленные на блокирование инвестиций», – комментирует Сморщевский. «К сожалению, такие проблемы часто возникают с девелоперскими проектами. Важно соблюдать закон». Можно ли верить этому пройдохе, читатели решат самостоятельно.
Распечатать