Падающая в финансовую пропасть «Сегежа-групп» в отчаянии цепляется за сибирские регионы
Желание руководства холдинга «Сегежа-групп» укрепить свои позиции в Сибири понятно и объяснимо. После свёртывания экономических отношений со странами Евросоюза, у одного из крупнейших игроков лесопромышленного рынка начались серьёзные проблемы со сбытом продукции. Страны Юго-Восточной Азии теперь выглядят гораздо более привлекательными и перспективными партнёрами. Да и объёмы запасов древесины в европейской части России и сибирской тайге несопоставимы по масштабам… Казалось бы, всё логично. Тем не менее, губернаторы Кобзев и Котюков, подписавшие с компанией некие договоры-намерения, критике в социальных сетях и некоторых . Дело в том, что в этих регионах «Сегежа-групп» «присутствует» достаточно давно, однако, ни особого экономического «прорыва», ни реализации каких-либо мало-мальски значимых социальных проектов на сибирских территориях не наблюдалось. И это в те времена, когда холдинг был, что называется «на коне», получал солидную прибыль, то есть имел все шансы «проявить» себя, завоевав доверие сибиряков. В связи с этим возникает вполне резонный вопрос: если компания не «заморачивалась» развитием сибирских регионов в «тучные годы», какие имеются предпосылки для того она займётся этим сейчас, терпя колоссальные убытки?
Что же предлагает «Сегежа-групп» сибирским регионам? Уже после Нового года губернатор Красноярского края Михаил Котюков торжественно подписал соглашение с ПАО «Акционерная финансовая корпорация “Система”». Стоит напомнить, что холдинг «Сегежа-групп» входит в означенную корпорацию. Как говорится в официальном сообщении, «речь идет как о мероприятиях по развитию лесопромышленного комплекса и переработке сырья, так и о реализации проектов в сфере информационных технологий, развитии экологичной транспортной системы, туризма, логистики и здравоохранения…».
Из конкретики прозвучало только одно направление – модернизация нескольких котельных и перевод их с угля на «евродрова» — так называемые пеллеты – биотопливо, изготавливаемое из древесных отходов. Планируется переоборудовать несколько котельных – в Лесосибирске и некоторых других населённых пунктах края. Кроме того, «Сегежа» намеревается создать так называемый «чистый квартал» в Красноярске – перевести на новое топливо одну из небольших городских котельных. Правда, как это поможет улучшить экологическую ситуацию в миллионном городе, где все теплоэлектроцентрали отапливаются бурым углём, не совсем понятно. Второй, логичный вопрос – что, кроме этих самых «пеллет», которые, как известно, изготавливаются из древесных отходов, будут иметь жители Красноярского края от деятельности Сегежи на территории региона? Отбросив завёрнутые в красивые обёртки слова, «деловое предложение» компании в сухом остатке звучит так: «Мы тут у вас хотим вырубить лес, но не переживайте: мусор после себя сожжём. Заодно и погреетесь… Как говорится, кому вершки, а кому и корешки…
Кроме того, в Красноярском крае может появиться завод по производству тяжёлой техники для лесной отрасли. Но это – неточно. По словам председателя правительства Красноярского края Сергея Верещагина, этот вопрос «рассматривается».
А вот ещё цитата из пресс-службы губернатора Красноярского края: . Ей уже без малого шесть лет и речь идёт о встрече в 2018 году главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова и Александра Усса, тогда ещё только исполняющего обязанности губернатора Красноярского края. Стоить заметить, что все многообещающие предложения так предложениями и остались – никакого целлюлозно-бумажного производства на территории Красноярского края так за эти годы и не появилось
Ничего на территории края не построив, «Сегежа-групп», тем не менее, сумела прибрать к рукам одно из крупнейших в стране лесоперерабатывающих предприятий – «Новоенисейский лесохимический комплекс» (НЛХК) с ежегодной расчётной лесосекой в 2,2 миллиона кубометров древесины, собственными железнодорожными подъездными путями и речным флотом заплатив смешные, в общем-то деньги – 2,3 миллиарда рублей. Стоимость одной многоэтажки. Смена собственника никаких революционных преобразований на комбинате не вызвала, да и не могла вызвать, поскольку в состав совета директоров компании гражданин Швеции Мартин Херманссон, управлявший Новоенисейским ЛПК и до этого. И дело даже не в том, что он – гражданин недружественной страны. Задолго до того, как мы рассорились с европейскими державами, он себя на территории России как бизнесмен с весьма неоднозначной репутацией. Тем не менее, лесная отрасль Красноярского края гремела на всю страну: то невиданными таёжными , то громкими посадками чиновников, за развитие лесной отрасли в регионе. Вряд ли это можно назвать долгожданным «прорывом» в лесной отрасли края. И вот – новый красноярский губернатор и новые намерения «Сегежи» осчастливить край. Возникает вопрос: если ни одно из старых не было выполнено, стоит ли региональным властям наступать на те же грабли?
Новости по теме: Сядет ли мойщик денег идеолога русского мира Малофеева Максим Криппа?
Иркутянам компания, входящая в структуры Владимира Евтушенкова, предлагает уже не горючие отходы от деревообработки, а диво-дивное: многоэтажные несгораемые деревянные дома.
В октябре минувшего года, на заседании совета межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Соглашение Сибири» (МАСС), губернатор Иркутской области Игорь Кобзев представил концепцию межрегиональной программы «Развитие деревянного домостроения в Сибирском федеральном округе до 2035 года». Надо ли говорить, что разработана сия программа специалистами «Сегежи». Один из таких домов сейчас строится почему-то в Байкальске – городе со стремительно убывающим населением. Градообразующее предприятие – знаменитый Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат был закрыт десять лет назад как экологически вредный. Местным жителям взамен пообещали сделать здесь курортно-туристический центр. Но пока не получается… и если уж за дело возьмётся евтушенковская АФК «Система», то и вряд ли уже получится.
Желание «Сегежи», несущей в результате санкций убытки, развернуть деревянное домостроение в Сибири понятно – европейские рынки для компании потеряны, а производство деревянного панельного домостроения компанией уже освоено. Казалось бы, что плохого в том, что сибиряки будут жить в «евродомах»!? Но тут есть один нюанс: Сибирь – не Европа, а «дерево» из которого менеджеры холдинга предлагают строить дома на сибирских просторах, не совсем… дерево. То есть – не брус, не бревно а CLT-панель. CLT – английская аббревиатура образованная от «сross laminated timber». В переводе на русский — «перекрёстно склеенная древесина», или, проще фанера. Выдержат ли фанерные дома, рассчитанные на европейский климат, морозы которые в Сибири достигают 50 градусов? — вопрос не риторический. Уже сегодня в местной прессе проект резкой критике. Как бы то ни было, ещё ни один многоэтажный деревянный дом в Сибири до сих пор не введён в эксплуатацию. Вполне возможно, что это – очередной нереализуемый «прожект» для отвода глаз, под который АФК «Система» надеется получить очередные бюджетные вливания, а «Сегежа-групп» новые лесосеки для вырубки леса… Не будем забывать, что наши юго-восточные соседи, прежде всего Китай, заинтересованы в покупке круглого леса.
По итогам 2021 года АФК «Система», в которую входит и компания «Сегежа-групп», принесла 82,6 миллиарда рублей убытков, а за девять месяцев 2022 года – 139,5 миллиарда. Дальше, по всей видимости, дела пошли ещё хуже, так как более свежие данные о финансовом состоянии компании в открытом доступе . Здесь положение «евродровами» и «евродомами» из древесных отходов для сибиряков вряд ли выправить. Как в таких случаях говорил Остап Бендер: «нужна идея». В нашем случае она, скорее всего уже есть, и не представляет из себя бином Ньютона – получить новые лесосеки, из которых выжать максимум, по минимуму заморачиваясь «высокими технологиями» — до потенциальных покупателей «кругляка» из Сибири рукой подать.
Ещё статьи по теме:
Распечатать