Поиск по сайту:

Возвращаемся в 90-е: почему в Казахстане скоро могут исчезнуть платёжные терминалы

Возвращаемся в 90-е: почему в Казахстане скоро могут исчезнуть платёжные терминалы
Возвращаемся в 90-е: почему в Казахстане скоро могут исчезнуть платёжные терминалы
Сотрудники платёжных организаций Казахстана написали более 5000 обращений к сенаторам из-за неожиданного появления по инициативе правительства нормы о Единой системе учёта (ЕСУ) в скандальном законопроекте непосредственно перед вторым чтением в Мажилисе. Сейчас законопроект находится на рассмотрении в третьем чтении в Сенате.

Редакция связалась с представителем региональной платёжной организации Дауром Мусатаем и узнала, чем ЕСУ угрожает целому рынку.

Расскажите, кто вы, чем занимаетесь?

— Я агент платёжной организации на контрактном договоре. Принимаю платежи в пользу различных провайдеров: сотовых операторов, коммунальных компаний, спортивных пари в городе Актау и по всей Мангистауской области. Также мы осуществляем выдачу электронных денег. И мы очень обеспокоены тем, что Мажилис принял во втором чтении законопроект с нормой ЕСУ, ранее известной как Центр учёта ставок (ЦУС), но теперь с добавлением платёжных функций. Суть в том, что кто-то очень влиятельный хочет монополизировать рынок. Забрать под себя весь сектор платёжных организаций, исключив из этого бизнеса нас.

 uriqzeiqqiuhrmf eqiqzithiqqxdrmДаур Мусатай, фото из личного архива

В чём суть вашего бизнеса сейчас?

— Мы устанавливаем и обслуживаем терминалы в городах, сёлах, открываем онлайн-кассы, куда человек может прийти с наличными деньгами. Если терминалы ломаются, мы заказываем запчасти у поставщиков. Работаем за комиссию от провайдеров, пополняя операторов, которых предоставляет нам платёжная организация. То есть мы зарабатываем на комиссии, которую нам даёт платёжный агент. Существуют доходные виды услуг, но есть и убыточные. Такие, например, как проезд в общественном транспорте, потому что это больше история, где мы в минус работаем, но «перекрываемся» за счёт тех же платежей между участниками спортивных пари. Распределяем доход таким образом. В целом это давно сложившаяся и хорошо устоявшаяся форма обслуживания в финансовом секторе.

Чем угрожает внедрение ЕСУ конкретно вам и вашему бизнесу?

— По факту мы останемся без работы, мы закроемся, и все мои сотрудники, около 40 человек, потеряют работу. Мы останемся без бизнеса, вот чем грозит нам внедрение ЕСУ. Так называемая единая система очень сильно ударит по регионам.

В сёлах, допустим, банки не стремятся открывать свои отделения, так как это нерентабельно, устанавливают банкоматы. Но зато малый и средний бизнес вроде моего устанавливает и обслуживает терминалы, которые принимают платежи. И завтра, если законопроект примут, доходность упадёт, и нужно будет сокращать расходы, терминалы из этих сёл уберут.

Так разрушится финансовая связность страны, появятся точки на карте, в которых не будет точек входа в современные финансовые сервисы.

По вашим оценкам, какое количество людей в случае вступления в силу ЕСУ потеряют работу, доходы, финансирование?

— В целом компании, обслуживающие терминалы, потеряют доходы, это однозначно. Я не могу оценить, в каком объёме это произойдёт, по всей стране это десятки тысяч терминалов. Наверное, крупные компании смогут как-то выживать. Но, допустим, моя компания — не крупная, у меня малый бизнес. Я однозначно останусь без работы, как и 40 моих сотрудников. В масштабах страны мы говорим о десятках тысяч людей, которые потеряют доходы.

Как в таком случае условный аул, в котором больше нет платёжных терминалов, будет получать доступ к современным финансовым сервисам и услугам?

— Наверное, никак. Если терминальная сеть уходит из села, то никак. Либо же будет какой-нибудь частник в одно лицо совершать переводы и ловить с этого процент. Условно: ему дали деньги, и он перевёл кому-то. Полагаю, повсеместно начнут появляться подобные схемы. Либо где-то в райцентре найдётся человек, который по звонку будет пополнять баланс. В общем, всё это попахивает откатом в начало нулевых, если не в девяностые. Вернётся «эпоха барсеточников». И это последствия всего одного решения в пользу одной компании-монополиста.

А сами пользователи платёжных организаций из регионов и отдалённых аулов уже как-то реагируют на угрозу в лице ЕСУ?

— Я думаю, что сейчас они просто не понимают, чем это всё грозит. То есть сейчас понимаем мы как бизнесмены. А жители сёл, допустим, ещё не осознают всю угрозу, связанную с уходом с рынка платёжных терминалов, организаций.

Скорее всего, это будет выглядеть так: в какое-то утро люди проснутся и обнаружат, что доступа к современной финансовой системе у них просто нет, потому что уехал терминал.

«Кина не будет». Вот тогда-то и начнётся недовольство даже в самых отдалённых точках страны.

Что бы вы хотели сказать сенаторам через наше СМИ?

— Дорогие сенаторы! Вам поступил законопроект с нормой о ЕСУ — это откат страны в «менял» начала девяностых. ЕСУ — это монополизация отрасли платёжных организаций, агентов и сервисов. Пожалуйста, не уничтожайте отрасль этой нормой, не лишайте десятки тысяч семей доходов, а отдалённые посёлки и аулы — современных финансовых сервисов. Не подписывайте закон с нормой о ЕСУ, вся регуляция уже осуществляется другими госорганами и уже существующими информсистемами, и единственная «добавка» от ЕСУ — это уничтожение отрасли платёжных организаций в пользу одного монополиста-посредника. Уважаемые сенаторы, не становитесь соучастниками отката!

Дмитрий Зацепин
Регион: Казахстан

Ещё статьи по теме:


Распечатать


Все новости