Свиблову - везде у нас дорога
Как передает корреспондент УтроNews, хозяин холдинга Highland Gold, олигарх-золотопромышленник Владислав Свиблов всего за год «отбил» средства, которые вложил в покупку активов ушедшей из страны канадской группы компаний Kinross Gold - холдинг «Беринг Металл». Накануне в «Беринг Металл» отчитались о выплате дивидендов Свиблову в размере 36,2 млрд рублей. Эта сумма в долларовом выражении оказалась больше, чем Свиблов заплатил за активы в прошлом году.
Канадцы собирались продать «Беринг Металл» за $680 млн при рыночной оценке в $1,5 млрд. Т.е. дисконт (учитывая резкий уход инвесторов и напряженную геополитическую обстановку) должен был составить свыше 55%. Но даже этих денег хозяину Highland Gold Владиславу Свиблову платить не пришлось.
Все подобные сделки в условиях санкций согласовываются по линии Правительства, а именно через Правительственную комиссию по контролю за иностранными инвестициями. Она разрешила продать актив только за $340 млн - т.е. с дисконтом порядка 77%. Получается, Свиблов получил имущество Kinross Gold не просто по нерыночной цене, а буквально за копейки.
Кто «лоббирует» Свиблова?
Большой вопрос, кто профинансировал сделку. Практически все крупные приобретения Свиблов делает на заемные деньги. В основном, при участии ВТБ, руководимого Андреем Костиным. Напомним, что в 2020 году именно ВТБ предоставил Свиблову громадную кредитную линию, чтобы выкупить Highland Gold у Романа Абрамовича.
Только первый пакет в 40% Highland Gold обошёлся Свиблову в $574,3 млн. Простому бизнесмену, даже успешному, такие деньги получить трудно. Но ведь еще до этого госбанк ВТБ выдал Свиблову кредиты на общую сумму примерно 70 млрд рублей - они пошли на покупку Озерного полиметаллического месторождения в Бурятии. А в залог банк получил компанию, которая и будет работать на этом месторождении.
Интересная получается «многоходовка» в интересах Свиблова. Т.е. в ВТБ решили - если дело выгорит, Свиблов будет счастлив. А вот если нет - банк заберет себе убыточную структуру. Разве такие сделки - в государственных интересах?
Все это породило слухи, якобы или Андрей Костин, или другой крупный госчиновник могут лоббировать интересы Свиблова, или даже иметь отношение к его бизнесу через близких людей.
Напомним, что напрямую Костин в Комиссию не входит, но постоянно находится рядом с ней, имеет серьезные инсайды о ее работе.
Показательна ситуация, которая произошла еще до нового витка санкций: в 2020 году именно Андрей Костин выступал «тараном» против претензий ФАС к сделке по выкупу холдингом «Открытие» компании «Архангельскгеолдобыча» у Лукойла. ВТБ выступал консультантом и кредитором сделки.
В таком качестве глава Костин ВТБ мог выступить и в сделке структур Свиблова по приобретению «Беринг Металл».
Причем, в 2020 году Костин рассуждал, что претензии ФАС плохо влияют на инвестклимат в России. Раз речь идет об одном из самых крупных госчиновников - можно ли посчитать его слова давлением на власть в интересах собственного заемщика (в том случае - холдинга «Открытие»)?
Значительная часть активов Свиблова расположена в Бурятии. В связи с этим ходили и другие слухи - якобы, он может быть близок к главе региона Алексею Цыденову, который ранее занимал должность замминистра транспорта РФ и имеет серьезные связи в Белом Доме - в том числе, и лоббистский ресурс. Уж не господа ли Цыденов и Костин могли повлиять на решение Правительственной комиссии, установившей «потолок» выкупа в $340 млн?
Поговаривают, якобы именно Алексей Цыденов мог быть «посредником» при покупке Свибловым Озерного месторождения у Михаила Слипенчука, и что Свиблов даже якобы хотел выдвигаться в Госдуму от Бурятии. Видимо, не срослось.
Выкрутить руки
Возвращаясь к Kinross Gold , удивляться, почему канадские инвесторы согласились продать актив по такой цене, не нужно. Скорее всего, в случае отказа они не получили бы и это, а саму структуру передали бы под внешнее (российское) управление. Как это, например, произошло с активами Danone и Carlsberg.
Изначально затребованная канадцами цена в $680 млн тоже не взялась с потолка. Очевидно, что они вели переговоры о сделке задолго до ее фактического свершения. На сайте компании представлен подробный план оплаты. Предполагалось, что Kinross сразу получит $400 млн наличными за рудник «Купол» и лицензии на разведку вокруг него, которые включают 100 млн при закрытии сделки, а также дополнительные выплаты в 150 млн до конца 2023 года, 100 млн до конца 2024 года и еще 50 млн до конца 2025 года.
Эти условия могли быть согласованы и самим Свибловым. Однако, потом в дело вступила Правительственная комиссия, и стоимость снизилась вдвое. Могло ли здесь обойтись без лоббистских усилий Владислава Свиблова? Председателем Комиссии является глава Кабмина Михаил Мишустин.
Трудно заподозрить его в связях со Свибловым. Однако, большое влияние там должен иметь и первый вице-премьер Денис Мантуров, бывший глава Минпромторга, который наравне с Минприроды курирует деятельность горнодобывающих производств. Мантурову не раз пытались приписать попытки лоббировать бизнес якобы не чужих ему людей.
Кроме того, недра, как и Минприроды, курировала бывшая вице-премьер Виктория Абрамченко. Содействие Свиблову могли оказывать и по ее линии. В новый состав она не попала, и сейчас готовится к довыборам в Госдуму.
Офшорная империя за госсчет
Складывается впечатление, что едва ли не все Правительство действует в интересах Свиблова. «Беринг Металл» - лишь одно из приобретений активов иностранных инвесторов в целой цепочке подобных сделок. И практически всегда - по крайне скромной для таких компаний стоимости.
Практически аналогичная Kinross Gold история в 2022 году развернулась с активами Amur Minerals Corp, которые были проданы Свиблову всего за $35 млн при изначальной стоимости в $105 млн. Цену в 35 млн назвал сам Свиблов - т.е. в три раза меньше, чем рассчитывали получить в Amur Minerals.
Сделку также одобрила Правительственная комиссия по иностранным инвестициям (как и ФАС), активы передали на баланс «Беринг Металл», которым тогда уже владел Свиблов.
Вопросы к Правительству есть и по другим проектам Свиблова. Его компании едва ли не регулярно получают льготы, субсидии, госконтракты. В мае 2024 года стало известно, что Highland Gold планирует начать разработку трех новых золотоносных месторождений в Забайкальском крае с общей суммой инвестиций в 133 млрд рублей. И все бы ничего, но проект предполагает целый ряд серьезных налоговых льгот для Свиблова.
В период с 2024 по 2037 год размер недополученных доходов бюджета может составить 88 млрд рублей. Но даже эта сумма явно не окончательная, учитывая, что значительная часть средств может оказаться в близких Свиблову офшорах.
Самый крупный проект у ООО «Промышленные инвестиции», 90% которых принадлежат кипрскому Foxra Holdings (управляет активами Озерного ГОКа Свиблова). Остаток за Станиславом Лучицким - сотрудником Highland Gold Свиблова. Ещё один проект реализует АО «Ново-Широкинский рудник», управляемое МКАО «Хайлэнд Голд» - УК свибловских структур. Третий проект осуществит ООО «Талатуйское», его бенефициар также Владислав Свиблов.
Свиблов активно выходит на международные рынки с 2021 года. Тогда компания Horvik, бенефициаром которой является Владислав Свиблов, приобретает 51,2% Trans-Siberian Gold (TSG). Тогда же он приобрел Stanmix Holding Ltd. Это только то, что находится на поверхности. Насколько обширна офшорная империя Свиблова знает, пожалуй, только он сам.
При этом его качества, как бизнесмена, который готов использовать самые сомнительные методы получения прибыли, не вызывают сомнений. Напомним, что он выходец из «Росбилдинга», который называли «крупнейшим российским рейдером». Там умели и «дружить» с властьимущими, и давить на конкурентов.
Сомнения вызывает другое: непредвзятость чиновников и госбанкиров, благодаря которым для Свиблова в России везде горит зеленый свет. И как же господин Свиблов отблагодарил российское государство за столь «шоколадные» условия ведения бизнеса? Вопрос qqzidetidrkiuekmp риторический.
Распечатать