Наследие Петрова "выходит" Цоем
Правительство губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко снова "трясет" - на этот раз силовики нагрянули с обысками сразу в два региональных комитета - по культуре и туризму и по сохранению культурного наследия. К обоим имеет прямое отношение Председатель последнего Владимир Цой, которого связывают с убитым в 2020 году криминальным авторитетом Александром Петровым.
По предварительным данным, следователи изымают документы, связанные с уголовным делом о хищении средств при реставрации крепости Копорье. Дело возбудили еще летом 2017 года, его фигурантом в ранге свидетеля стала директор областного Музейного агентства Леся Колесникова.
Однако обыски спустя пять лет после возбуждения дела, да еще без подробностей, выглядят сомнительной причиной визита. Вероятно, силовиков мог заинтересовать как раз Владимир Цой, которого еще с выборгских времен считают неоднозначной фигурой.
Как удалось выяснить, уголовное дело в отношении Леси Колесниковой было закрыто еще в 2020 году. Поэтому версия, которую распространяют, возможно, "прикормленные" правительством Дрозденко СМИ, выглядит, по меньшей мере, странно.
При этом Цой же с 2019 до 2021 года являлся председателем Комитета по культуре и туризму Ленобласти, куда также накануне наведывались силовики. Почему-то в его биографиях в некоторых СМИ факт работы в этом ведомстве не указан, хотя он легко находится в открытых информационных системах.
Почему же об этом, похоже, умалчивают? Не потому ли, что Комитет по культуре и туризму выступал заказчиком по госконтрактам почти на 140 млн рублей, некоторые из которых могли достаться нечужим Цою людям?
При этом упомянутый нами председатель Комитета по охране культурного наследия Владимир Цой одновременно является и зампредом правительства Ленобласти. Он курирует большой пласт работ: культуру, туризм, спорт и молодежную политику. Это значит, что он стал главным распорядителем бюджетов, выделяемых на эти цели.
Смерть авторитета
Назначение Цоя в Комитет по сохранению культурного наследия и зампредом состоялось в октябре 2020 года. А случилось это в аккурат после громкой уголовной истории с убийством известного авторитетного бизнесмена Александра Петрова под Выборгом. Убийство произошло в том же октябре и было явно заказным, оно не раскрыто до сих пор.
Петров являлся депутатом МО "Город Выборг", его называли едва ли не теневым хозяином города - настолько велико было его влияние. Ранее же к Выборгу имел прямое отношение и Владимир Цой - в нулевые он трудился на "Выборгском судостроительном заводе", вокруг которого сплелись интересы самых разных представителей бизнеса и криминалитета, а после долгие годы возглавлял главную достопримечательность города - музей Выборгского замка.
Как утверждают авторы сайта "Момент истины", якобы Владимира Цоя считали человеком Александра Петрова. Более того, еще в 90-ые и нулевые в окружении Петрова находился бизнесмен Олег Цой - вполне вероятно, отец Владимира Олеговича Цоя, о котором идет речь.
Самого же Александра Петрова связывали со всем известным "авторитетом" Ильей Трабером, в узких кругах получившим прозвище "Антиквар". История эта наверняка может иметь криминальный душок.
Причем "убрали" Петрова очень "вовремя" - тогда шло громкое расследование уголовного дела о хищении из бюджета Выборга порядка 800 млн рублей, выделенных, в том числе, на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений - считая и те, которые имели историческую и культурную ценность. Как раз "профиль" господина Цоя.
Сначала по этому делу задержали председателя комитета финансов районной администрации Александра Болучевского. Ему предъявили обвинение, согласно которому он внес в документы заведомо ложные сведения о якобы выполненных работах и организовал переводы 700 млн рублей на счета подконтрольных фирм. Об этом писал портал 47news.
Сам Болучевский потом говорил, что ему предложили хорошенькую должность в Москве, но она якобы стоила 200 млн рублей. Вот он и решил подсуетиться... А вскоре по тому же уголовному делу задержали и главу района Геннадия Орлова - человека, который назначал Болучевского на должность. К тому моменту сумма возможного ущерба выросла до 800 млн рублей. Эта сумма сопоставима со всем бюджетом города Выборг на 2020 год! Об этом писала "Комсомольская правда".
Геннадия Орлова пытались представить человеком, близким к Александру Петрову. Последний был знаком практически со всей местной элитой, а учитывая криминальный душок вокруг его фигуры, вряд ли возможное хищение 800 млн рублей могло пройти мимо него - ведь надо делиться.
Как пишут "Невские Новости", убийство Петрова действительно могло быть связано с делом Болучевского и Орлова. Более того, в понедельник (убийство произошло в субботу) Петров якобы должен был явиться на допрос в Следственный комитет. Все это выглядит одной цепочкой взаимосвязанных событий.
В курсе выборгских дел, связанных с реконструкцией и реставрацией зданий, мог быть и нынешний зампред правительства Ленобласти Владимир Цой. Ранее он являлся депутатом Законодательного собрания сразу трех созывов, и вполне мог представлять на региональном уровне интересы Петрова. А может и Ильи Трабера?
При этом у Цоя и Петрова даже был общий бизнес. Вместе они были учредителями ООО "Второй мурманский терминал". Компания была ликвидирована в 2007 году - но в том же самом году Владимир Цой уже был депутатом Заксобрания Ленобласти.
А в числе собственников структуры обнаруживается ООО "Росинвест", также уже ликвидированное, но позже, в 2012 году. Его совладельцем с долей в 99% выступает "ЛИРУС МЕНЕНДЖМЕНТ АГ" - швейцарский офшор. Таким образом, и Цой, и Петров косвенно могли быть связаны с иностранным бизнесом, куда можно было при желании вывести заработанные тяжелым трудом средства.
Недалек от бизнеса
Возвращаясь к истории с хищением средств в Выборге - за скобками остается именно Владимир Цой, который имел отношение и к городу, и к местным властям, и к Александру Петрову. Неужели обыски в правительстве Ленобласти могут быть связаны с тем делом?
При этом у Цоя и сегодня могут быть интересы в бизнесе. Как говорилось, с 2019 года он занимал пост главы комитета по культуре и туризму - госдолжность. И в том же году все еще оставался учредителем коммерческой структуры - ООО "Северные инвестиции", откуда вышел незадолго до назначения.
Акции передал Сергею Ленкову, особо ничем не примечательному персонажу. А вот директором компании был и остается Эдуард И, который одновременно руководит сразу пятью предприятиями. Помимо "Инвестиций" это ООО "Звук", ООО "Рощинский Мясокомбинат", ООО "Л-Конструкция" и ООО "Циркон".
Это может быть человек Владимира Цоя, которого тот мог оставить присматривать за, возможно, нечужим для себя бизнесом. Тогда как сами компании могут быть записаны на разных "номиналов".
Есть к этим компаниям и вопросы. Например, ООО "Рощинский Мясокомбинат" при выручке в разные годы от в 30-70 млн рублей с 2014 не приносит прибыль и имеет минусовую стоимость активов. Деньги из него могут попросту выводиться, а финансовая статистика рисоваться. В противном случае, не ясно, за счет чего он вообще существует столько лет.
А ведь выводить там было чего. Еще в 2017 году выходцы из администрации того же Выборгского района Ленобласти и глава Гавриловского карьероуправления вложили в этот мясокомбинат более 100 млн рублей. На эти деньги планировалось наладить производство полуфабрикатов из говядины и баранины премиум-сегмента мощностью 1 тонну готовой продукции в сутки. Судя по финансовым показателям комбината, деньги эти впрок не пошли…
Если же абстрагироваться от этого, и посмотреть на текущую деятельность Владимира Цоя в качестве куратора культуры от правительства Дрозденко, то выяснится, что при Цое в регионе один за другим закрываются музеи. На это обратил внимание глава СК РФ Александр Бастрыкин. Который, к слову, и дал поручение провести оперативные действия в комитетах, к которым имеет отношение Цой.
В ответ на интерес Бастрыкина чиновник заявил, что главу СК могли ввести в заблуждение - мол, сам он ничего такого не знает. Тем не менее, информация о прекращении деятельности 19 музеев в Ленобласти оказалась на проверке Главного следственного управления СК России по поручению главы ведомства - и, видимо, не сулит Цою ничего хорошего. Видимо, Александр Иванович знаком с темой лучше самого Цоя - и не только с этой...