Дипломатический паспорт для своих: как высшие круги России получают безвизовые привилегии
Как выяснил The Insider, дипломатические паспорта в России имеют друзья Путина, генералы ФСБ, дети высокопоставленных политиков, патриарх Кирилл, топ-менеджеры госкомпаний, включая Игоря Сечина, а также миллиардеры Олег Дерипаска, Алишер Усманов и Игорь Юсуфов. Одновременно с этим часть близких к Путину олигархов числятся в России «почетными консулами» зарубежных государств, в том числе и европейских.
Дети-мажоры
В ночь на 26 мая 2023 года в московском аэропорту Внуково приземлился бизнес-джет возит на курорты и жену главы «Ростеха» Сергея Чемезова.
Дочь Шойгу, по данным The Insider, летала в Дубай по загранпаспорту 1001***24. Серия 10 определен законом. Помимо сотрудников МИДа, это министры, парламентарии и т. д. Совершеннолетние дети чиновников в эту категорию не входят, но выдаваться диппаспорта могут и иным лицам «по решению президента Российской Федерации».
Диппаспорта могут выдаваться кому угодно «по решению президента Российской Федерации»
Ксении Шойгу первый диппаспорт был выдан в 2017 году, затем еще один в 2021 году. По ним она, помимо ОАЭ, успела съездить в Китай, Нидерланды, Италию, Швейцарию, Турцию, Австрию, Францию, Германию, Великобританию, Финляндию, Катар, Израиль, Азербайджан и Испанию.
Сын зампреда Совбеза Илья Медведев свои диппаспорта посещал США по дипломатическому паспорту. The Insider удалось подтвердить наличие у бизнесмена документа. Например, в 2023 году он вылетал по нему из Внуково в Индию.
принято считать «кошельком» Дмитрия Медведева. В этом году Юсуфов вошел в число россиян с наибольшими суммами дивидендов. Он получил 12,8 млрд рублей от «Яргео», совместного с «Новатэком» предприятия по разработке нефтяного Ярудейского месторождения.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин использует дипломатические паспорта как минимум с 2013 года. За это время он воспользовался особым статусом для поездок в Сингапур, Францию, Германию, Италию, Египет, Иран, Индонезию, Китай, Индию, Швейцарию, Великобританию, Японию, Испанию, Португалию, Хорватию, Финляндию, Норвегию, Катар, ОАЭ и на Мальдивы.
Также, по данным The Insider, диппаспорта выдавались главе «Ростеха» Сергею Чемезову и гендиректору РЖД Олегу Белозерову. Есть право на дипломатические привилегии и у главы фактически огосударствленной Русской православной церкви.
Патриарх Кирилл (Владимир Гундяев), по информации The Insider, до прекращения прямого авиасообщения со странами Запада регулярно летал по диппаспорту в Германию, Австрию и Финляндию.
Генералы ФСБ и друзья Путина
Обнаружились диппаспорта и у генералов ФСБ: Александра Бортникова, Сергея Беседы, Сергея Королева и Алексея Седова. До полномасштабного конфликта в Украине они успели по ним слетать во Францию и Швейцарию.
Соратник Путина еще со времен работы в мэрии Санкт-Петербурга Виктор Зубков тоже пользуется дипломатическими привилегиями. Сейчас экс-премьер возглавляет совет директоров «Газпрома».
Как и Алексей Миллер, летает Зубков на бизнес-джетах госкомпании. Так, например, весной прошлого года он отправился в Баку на Dassault Falcon 7X.
Официальный помощник президента Андрей Фурсенко использовал диппаспорт для поездок в Тегеран, Берлин, Вену, Париж и Рим.
Фурсенко — член знаменитого дачного кооператива «Озеро», одного из символов российской коррупции. Ставшие соседями Путина его приятели впоследствии обогатились благодаря близости к власти.
«Формально диппаспорт является служебным документом. Летать по нему госслужащим можно исключительно в командировки, а по возвращении необходимо сдавать в отдел кадров. Но это правило действует, естественно, не для всех. На путешествия особо важных персон по диппаспорту куда-нибудь на Лазурный берег всегда смотрели сквозь пальцы», — говорит бывший чиновник российского правительства.
На путешествия особо важных персон по диппаспорту куда-нибудь на Лазурный берег всегда смотрели сквозь пальцы
При этом не все одинаково хорошо относятся именно к зеленому российскому паспорту: если в страны Евросоюза въезд по ним был до недавнего времени свободным, то при поездке в Великобританию нужно запрашивать визу. И к обладателям диппаспортов при этом нередко относятся даже более придирчиво, чем к обычным путешественникам.
Почетные консулы
У Андрея Фурсенко есть брат Сергей Фурсенко, вице-президент «Газпромбанка». И он как бы дипломат «наоборот»: носит титул почетного консула Республики Бангладеш в Санкт-Петербурге.
Становиться почетными консулами российские миллиардеры полюбили давно: фактически обязанностей нет, зато есть статус. И можно стать почетным консулом какой-либо страны, даже не будучи ее гражданином. Иными словами, выполнять роль «иноагента».
По данным российского МИД, статус почетных консулов имеют также путинские «кошельки» Геннадий Тимченко (Сербия) и Юрий Ковальчук (Таиланд). Тимербулат Каримов, зять Сечина, сохраняет пост почетного консула Италии в Уфе.
Каримов (крайний справа) вместе с супругой Ингой, дочерью Сечина, на открытии памятника Максиму Горькому в Сорренто, 2018 год
agopress.it
Компанию по представительству интересов Италии Каримову составляет Михаил Куснирович — основатель компании Bosco di Ciliegi, несколько раз выступавший доверенным лицом Путина на выборах, также он поддерживал на выборах в Москве провластных кандидатов.
Теперь Куснирович получил гражданство Италии и доставались господряды в обход конкурсных процедур, также без торгов Куснировичу было отдано в аренду здание ГУМа рядом с Красной площадью в Москве.
Полгода назад сообщалось о сложении полномочий почетного консула Сан-Марино Владимиром Лисиным, однако в последнем опубликованном списке российского МИДа (от 03.10.2024) имя олигарха сохраняется среди аккредитованных.
Безнаказанное злоупотребление
Очевидно, что диппаспорта не предназначены для того, чтобы раздавать их друзьям или родственникам чиновников, но существующие нормы права не позволяют пресечь такое злоупотребление. Формально государство имеет право выдавать диппаспорт кому угодно, поясняет бывший дипломат Борис Бондарев: «Диппаспорт — это удостоверение личности дипломатического агента, то есть лица, которое уполномочено государством представлять его за границей в разных ипостасях: это может быть дипломат, это может быть дипкурьер, это может быть просто член делегации на каком-нибудь важном мероприятии. Например, диппаспорта выдаются министрам или губернаторам, если они едут куда-то с официальным визитом. Это все на усмотрение государства, и МИД может выдавать диппаспорта по запросу фактически кому угодно. Если вас из Администрации президента просят или Владимир Владимирович просит выдать какому-то своему другу, то выдадут, конечно. Это злоупотребление с точки здравого смысла, но в законе это четко не прописано. Сами дипломаты этим тоже злоупотребляют, так как по идее паспорт должен сдаваться в отдел кадров МИДа и ты его получаешь только на время служебной командировки, но этого многие не делают и используют для личных поездок».
Впрочем, диппаспорт теперь дает не так много привилегий: безвизовый въезд в шенгенскую зону для их владельцев был приостановлен (а именно из-за этого паспорта так ценились у российских мажоров), так что безвизовый въезд эта корочка открывает лишь в некоторые страны, такие как Албания, Исландия, Китай и ряд стран Африки. При этом дипломатических привилегий диппаспорт сам по себе не дает. «Дипломатическими привилегиями и иммунитетом может пользоваться только одна категория дипломатов — аккредитованные в стране или при международной организации. Такие люди получают неприкосновенность жилища и переписки и так далее, с них не взимаются налоги, они не могут быть фигурантами в уголовном деле. Если же вы просто приезжаете с дипломатическим паспортом на несколько дней и в нем не написано, что вы сотрудник посольства, то вы такими привилегиями не пользуетесь», — поясняет Бондарев.
Хотя формально у государства есть право на выдачу диппаспортов случайным людям, скандалы со злоупотреблением периодически происходят, говорит Андрей Розум, партнер компании Legal Status: «Периодически кого-то обвиняют в нецелевом использовании, но чаще это делает страна гражданства. Лет пять назад был крупный скандал из-за того, что африканские и островные государства продавали дипломатические паспорта иранским бизнесменам. Принимающие государства гипотетически имеют право проверять надлежащее использование диппаспорта — например, затребовать у выдавшей страны подтверждение, что владелец паспорта выполняет какие-то официальные функции. В случае выявления нарушений государство может объявить владельца «персоной нон грата» и потребовать от него покинуть страну без объяснения причин. Если будут выявлены систематические или серьезные злоупотребления, как с вышеупомянутым скандалом, то вполне могут лишить безвизовых привилегий всех дипломатов замешанной страны».
Распечатать